В Москве скончался писатель Юрий Бондарев

Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев

29 марта на 97-м году жизни скончался советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев.

Об этом сообщила супруга писателя.

"Юрия Васильевича не стало. Он умер дома. Сейчас со мной вся семья, все здесь".

Бондарев родился в Орске в 1924 году. Участвовал в подготовке обороны под Смоленском, в боях под Котельниковским, в форсировании Днепра и освобождении Киева. Был ранен в боях за Житомир, воевал в Польше и на границе с Чехословакией и получил две медали "За отвагу".

Был демобилизован по ранениям. Писал потому, что, как сам рассказывал, чувствовал себя в долгу перед павшими:

"Все, что мною написано о ней (о войне — прим. РВ), — это искупление долга перед теми, кто остался там. Я постарался осмыслить их судьбы".

Перу Бондарева принадлежат "Батальоны просят огня", "Последние залпы", "Горячий снег", "Тишина" и "Берег".

Писатель-фронтовик Юрий Бондарев любим многими поколениями. Его книги — пронзительная правда о войне — много раз становились основой для сценариев художественных фильмов.

Например, в 2013 году "Правда.Ру" рассказывала о юбилее военной драмы "Горячий снег".

"Горячий снег" и горькая цена Победы

Сорок лет назад на экранах советских кинотеатров триумфально шла военная драма "Горячий снег". Фильм повествует об одном из эпизодов сражения с фашистами на подступах к Сталинграду. Режиссер Гавриил Егиазаров снимал картину по роману писателя и фронтовика Юрия Бондарева. Соавтором сценария стал талантливый кинодраматург Евгений Григорьев.

Отметим, что Юрий Бондарев во время войны был артиллеристом, начинал командиром минометного расчета стрелковой дивизии. Не единожды был контужен, ранен. Под Сталинградом получил обморожение. Лечили его в полевых госпиталях. Воевал он до 1945 года, дошел до Чехии.

Он хорошо знал, что такое война: до переднего края еще поди доберись по продуваемым ледяным ветром степям. Но это же наши степи, наши люди, согревающиеся песнями и плясками. В первых кадрах фильма — невероятно популярный вот уже полвека актер Александр Кавалеров, в роли ездового Сергуненкова — отплясывает под "Эх раз, еще раз". Потом его лошадь сломала ногу на спуске и ее пристрелили, никакие слезы ездового не помогли.

Потом, когда начинается бой, комбат приказывает ездовому взять гранату и бегом на приближающуюся самоходку. Тот безропотно, с обреченной улыбкой, отправляется выполнять приказ, но его убивают.

В титрах в главных ролях значатся Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов, Вадим Спиридонов — старшие офицеры, соответственно генерал-лейтенант, командующий армией Бессонов, дивизионный комиссар, член военного совета армии Веснин и полковник, комдив Деев. Они решают, как действовать в ситуации, когда под Сталинградом окружена трехсоттысячная группировка немецко-фашистских войск и для разрыва кольца Гитлер отправил в бой отборные танковые части под командованием фельдмаршала Манштейна. Нашим войскам отдан приказ: любой ценой остановить наступление.

Но фактически главным героем стал, по ходу действия, Борис Токарев, в роли лейтенанта Кузнецова. Точнее как во многих фильмах с участием Бондарева, в этой картине несколько главных героев. Генерал Бессонов, потерявший на войне сына, видит отражение своего ребенка в молодых лейтенантах, но вынужден бросать людей в бой, забывая, что у них есть жены, дети, матери и отцы. Талантливый и опытнейший к тому времени Георгий Жженов сам не воевал (во время Великой Отечественной он находился "в местах не столь отдаленных", по абсурдному обвинению. Но это впоследствии не помешало Жженову сделать блестящую актерскую карьеру).

Батарея под командованием лейтенанта Дроздовского после мучительного марш-броска окопалась. В роли комбата — Николай Еременко-младший, тогда еще недавний выпускник ВГИКА и будущий "советский секс-символ". Он играет роль не очень уверенного в себе вчерашнего выпускника артиллерийского училища, вынужденного командовать своими однокашниками и скрывать свои чувства к санинструктору Тане. Его герою очень хочется быть настоящим командиром и героем, но в конце боя он таковым себя не ощущает.

Когда впереди прекратились разрывы и стрельба, наступила тревожная тишина. Это значит, что фашистские танки прорвали оборону и движутся на батарею. После авианалета юнкерсов завязалось сражение. Уничтожены артиллерийские расчеты, погибла медсестра, ранен комбат. Немецкие танки прорвались, но чего это им стоило.

Враг в этом фильме не персонифицирован. Кроме одного пленного офицера, немцев не видно. Движутся и плюются огнем танки, летают самолеты-штурмовики, сбрасывая бомбы и обстреливая окопы из пулеметов. Но противник подобен стихии, ветру и морозу. Артиллеристам редко приходилось встречаться с врагом лицом к лицу, глаза в глаза, эта участь доставалась пехоте.

Режиссер фильма Гавриил Егиазаров, как и автор сценария, участник войны, он был фронтовым кинооператором. Потом после войны снимал документальные, игровые ленты как оператор. И оператором он был не просто хорошим, а одним из лучших.

В картине звучит музыка российско-немецкого композитора Альфреда Шнитке, творчество которого можно разделить на две части: понятная музыка для кино и все остальное. Сам маэстро более ценил "все остальное", но широкая публика способна слушать только его киномузыку, которая звучала в таких фильмах, как "Белорусский вокзал", "Агония", "Восхождение" и многих других.

В конце после контратаки резерва наши войска остановили противника и перешли в наступление. От батареи осталось семь бойцов. Командующий армией, генерал-лейтенант Бессонов каждому вручил по ордену "Красного Знамени", приговаривая: "Все что могу".

Обсудить