Политолог Араик Степанян анализирует внешние и внутренние причины беспорядков в Турции

Турция приговаривает себя к развалу

Цепная реакция или массовая эпидемия? С чем бы ни сравнивать политические катаклизмы в мусульманском мире, факт остается фактом — начавшись в Тунисе, прокатившись по Северной Африке и Сирии, волна нестабильности достигла Турции. Сложную, неоднозначную ситуацию в стране анализирует член президиума Академии геополитических проблем Араик Степанян.

Выделим внешние и внутренние факторы, которые обусловили социальный взрыв, иначе не назовешь, в Турции.

Внутренние факторы имеют глубокие корни. Основная причина — развал Османской империи после Первой мировой войны, и Турецкая республика, созданная "отцом турок" Кемалем Ататюрком. Он решил поднять статус этнических турок, который был невысок в Османской империи, превратив их в главенствующий этнос и создать политическую нацию — турки.

В 1926 году был принят закон, что все жители Турции являются этническими турками и всякие названия — курды, армяне, лазы, черкесы и так далее — оскорбляют турецкое национальное достоинство, поэтому просто их нет. Всех начали записывать турками. И, хотя прошло уже много лет, первая проблема в Турции — это проблема национальной идентичности.

Есть огромная масса, это больше половины сегодняшнего турецкого населения, которые себя не считают турками. Они считают себя гражданами Турции, но этнически они себя не идентифицируют с турками и не хотят идентифицировать. Но поскольку живут они в такой республике, где надо быть обязательно турком, чтобы иметь должность, в карьере подниматься вверх, они считаются турками. В 2000–2002 году западные фонды провели, скажем так, скрытый опрос турецкого населения и получили данные, что этническими турками считают себя только 37 процентов населения всей Турции. Национальный вопрос обострился, и на демонстрациях по лозунгам и призывам это ясно видно.

Второй внутренний фактор, который расшатывает сегодняшнюю Турцию, это дискуссия о том, какое должно быть государственное управление — светское или теократическое. В элите современной Турции есть серьезные разногласия по этому поводу. Наследники Османской империи считают, что высший уровень процветания для Турции был во времена Османской империи, при которой все граждане были равными, кроме христиан, этничность не подчеркивалась. То есть ты турок, черкес, курд — неважно, ты — османец.

А вот светская власть, которая боится исламского влияния, держится за наследство Кемаля Ататюрка. Это армия, генеральный штаб, который до недавнего времени по Конституции являлся гарантом светской власти. Но Эрдоган пришел к власти и отменил в новой Конституции этот пункт. Это, кстати, революционный шаг, его можно сравнить с конституцией Советского Союза, ее шестой пункт гласил, что компартия является руководящим органом советского государства. Убрали — и держава рухнула. Вот и Эрдоган, избавившись от своего "шестого пункта" нанес сокрушительный удар по генеральному штабу, по армии. Естественно, армейская масса очень недовольна и настроена свалить Эрдогана, хотя прямо в выступлениях не участвует.

Читайте также: Стамбульский парк рубят — пули летят

Третий, внутренний фактор — это курдский вопрос. Курды стремятся получить автономию в Восточной Анатолии (самый крупный регион Турции), их численность около 20 миллионов. Несмотря на переговоры, которые начал Эрдоган (речь идет о переговорах с Берзани, президентом Курдской автономии в Северном Ираке и Оджаланом, лидером РПК), до сих пор идут военные столкновения между курдскими повстанцами и официальной армией Турцией с ежедневными жертвами с обеих сторон. Таким образом, это третий, серьезнейший фактор.

Четвертый фактор — это армянский вопрос. Армяне проживают в юго-восточной и восточной Анатолии, на исконно армянской территории, в Западной Армении, и они, конечно, имеют, скажем так, скрытые свои устремления. Не явные, потому что у них есть горький опыт, когда их вырезали, выгоняли. Турецкая элита, интеллигенция тоже в свою очередь понимает, что невозможно не признавать геноцида армян. Около трех тысяч представителей турецкой интеллигенции на сайтах турецких просили "прощения у армян за геноцид и выселение. Началась футбольная дипломатия по подписанию договора об открытии границы между Турцией и Арменией. Сейчас армяне борются дипломатическими методами.

Турецкая демографическая политика — отрицание всех других национальностей. Турция усиленно пропагандирует, что 82 процента населения — это турки. Но по объективным причинам это не так. Потому что есть огромный массив греков-мусульман, которые даже на турецком языке не разговаривают. Не меньше болгар-мусульман.

Есть курдоязычные армяне, туркоязычные армяне и армяне, которые говорят на армянском диалекте. Но их государство считает турками. Это не так, и это повод для выступлений против власти в той или иной форме.

Пятый фактор внутренний — это алавиты, религиозное течение, насчитывающее несколько миллионов человек, которые придерживаются тех же религиозных взглядов, как Башар Асад, сирийский алавит. И вот когда я вижу на транспарантах надписи "Эрдоган, ты вор!", я понимаю, что идут алавиты. Дел в том, что в ходе боевых действий в Сирии, в Алеппо, в частности, боевики выносили все — от станков до музейных экспонатов по заказу, все это вывозили в Турцию при попустительстве властей и продавали либо присваивали.

Читайте также: Великая турецкая стена на границе с Сирией

А вот парк Гези или площадь Таксим, где сейчас разворачиваются демонстрации, это особая тема, переплетающаяся, кстати, с армянским вопросом.

Во-первых, в 1500 году султан Сулейман подарил на вечные времена эту территорию своему армянскому помощнику за то, что он раскрыл заговор. В 1560 году там сделали армянское кладбище. И до конца 19 века существовало это кладбище, после известной эпидемии холеры его ликвидировали, но оставили в собственности армянской общины. После геноцида 1915, когда армян выгнали, собственник, понятно сменился. Построили казарму, потом разбили парк. А когда хотели уже строить торговый центр, взрывается сообщество. И подключаются все этнические меньшинства, антиглобалисты, геи, лесбиянки, футбольные болельщики, "зеленые". То есть все эти движения сплачиваются одномоментно против вот уничтожения парка. Взгляды и цели, понятно, у всех разные, но повод един — неприятие действующей власти, которая не устраивает каждую из перечисленных социальных групп. Да, по отдельности они в меньшинстве, но это тот самый случай, когда сумма меньшинств дает большинство, в отличие, кстати, от России.

Есть еще внешний фактор. Америка охладела к Турции после развала Советского Союза. Турки попытались начать строить новую тюркскую империю, так называемый Великий Туран, на основе пантюркизма, но тюркоязычные государства, новообразованные на территории СССР, эту инициативу восприняли крайне прохладно, хотя масштабы экономической экспансии Турции в эти регионы впечатляют.

Да и США не очень-то поддержали эти имперские идеи. Тем более что Турция не предоставила свою территорию для сухопутных операций во время последней иракской войны, не пропустили американские корабли в Черное море во время российско-грузинского конфликта 2008 года, кстати, совершенно справедливо, в соответствии с международным статусом Черного моря и проливов Босфор и Дарданеллы.

Читайте также: Турции "есть невеселие пити"

Так что Белый Дом начинает отходить от своего союзника. Более того, по плану военного эксперта Ральфа Петерса из Национальной Военной Академии США, в соответствии с концепцией большого Ближнего Востока, Турция расчленена. Там создается большой Курдистан, гора Арарат отходит Армении, а главное, конечно, взять под контроль это Босфор и Дарданеллы, России закрыть выход в Средиземное море и так далее. США имеют четкий план, и претворяют его в жизнь. С этим планом, конечно, согласен Европейский союз.

Так что Эрдогана Америка спасать не будет, несмотря на то, что он поддержал мусульманских экстремистов в борьбе с Асадом. Только Асад побеждает, а Турция получила падение авторитета у близлежащих соседей, а, возможно, и открытую враждебность, ведь никто не забыл времена Османской империи, равно, как и имперскую подоплеку турецкой внешней политики. Руководители Турции загнали себя в геополитическую ловушку. Шансы выбраться из нее остались, но, судя по последним жестким заявлениям Эрдогана, их становится с каждым днем все меньше.

Все эти причины в совокупности приговаривают Турцию к развалу. Это не может быть одномоментно, но тенденция идет именно в этом направлении. И все массовые движения, они лишь срез причин и внешних, и внутренних. Поэтому даже если военные, которые стремятся сбросить Эрдогана, придут к власти, восстановят конституцию и роль Генштаба, остановить процесс глобализации и задавить это восстание этнических групп уже невозможно.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Араик Степанян
Араик Степанян — политолог, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить