В России будут развивать индустрию детских товаров

Российских детей оденут как матрешек

На последнем заседании кабинета министров обсуждалось текущее состояние индустрии детских товаров. Дмитрий Медведев, отметив технологическую отсталость отрасли, выступил за формирование единой стратегии развития. Конечными целями программы обозначено увеличение доли российских товаров, борьба с контрафактом и поддержка инновационных разработок.

Программа должна быть реализована до 2020 года, в результате чего запланировано увеличение доли отечественных товаров до 45 процентов. В настоящее время в России ежегодный объем реализации детских товаров превышает 700 миллиардов рублей, но только пятая часть продукции произведена внутри страны. Остальное — импорт и хорошо, если официальный. Мощностей имеющихся предприятий (всего их около 1200) недостаточно для удовлетворения спроса, и освободившуюся нишу с успехом заполняет китайский ширпотреб.

Понятие "детские товары" очень емкое и объединяет под собой одежду, продукты питания, игрушки, книги, мебель и многое другое. Одна из целей проекта — четкое определение границ термина и разработка внутренней классификации. Всего 15 отраслей, в том числе из сферы культуры, образования и здравоохранения, трудятся для обеспечения детских потребностей. И в каждой из них "черные дыры" — финансовые, инновационные, технологические. Производители (бизнесмены разного уровня) нуждаются в государственной поддержке. Льготное налогообложение и ужесточение контроля над ввозимой продукцией с отсечением на таможне несоответствующих стандартам партий — пожалуй, самые эффективные меры.

Конкурентоспособность российских брендов, к сожалению, невысока. Страдает дизайн, качество материалов и производства, цена тоже не радует. Не в последнюю очередь проблема в устаревшем оборудовании, которое не позволяет совершать необходимые операции с должной скоростью и точностью. Отечественный трикотаж зачастую очень узнаваем — топорное оформление, унылые расцветки, простенькие ткани и "советские" фасоны. С подобными прелестями могут примирить только невысокие расценки и мысль — "на каждый день пойдет". Ряду отечественных производителей удалось удивить покупателей интересным дизайном и достойным качеством, но и цена сразу ощутима подросла.

Помочь предприятиям заработать средства на развитие можно с помощью все того же государственного регулирования. Как вариант, предписать детским садам и школам закупать товары лишь у отечественных производителей. Только просчитать заранее, готовы ли последние к столь резкому увеличению спроса и не станут ли учебники-парты предметами дефицита. Можно попробовать привязать детские пособия к специальным картам, отоваривать которые выгоднее всего в определенных магазинах и на определенные группы товаров. Подобный проект успешно опробован в Санкт-Петербурге, где на так называемые "детские карты" перечислялись разовые (по рождению ребенка) и ежемесячные (для малообеспеченных семей) выплаты. Обналичить средства с подобной карты невозможно, зато их можно потратить на любые детские товары в оговоренных условиями магазинах.

Читайте также: Ивановский текстиль выходит на новый уровень

Немаловажная составляющая конкурентоспособности товара — его уникальность. Запатентовав права на тиражирование образа мультгероя, можно развернуть целую "именную" индустрию. Лунтик, фиксики, смешарики, барбоскины и другие им подобные очень популярны у детей, но приобрели прочные китайские корни. Основной доход они приносят не своим создателям, а совершенно сторонним лицам. Авторские права не защищены должным образом и деньги уплывают за пределы страны, а прилавки заполняют игрушки сомнительного качества.

Проблема производства детских товаров — это лишь часть проблемы производства как такового. В России это пока нерешенный вопрос, усугубляющийся активной интернет-торговлей. Ассортимент и стоимость товаров даже с учетом зарубежной пересылки значительно выигрывает на фоне предложений "на местах". Сейчас сложно себе представить ситуацию, когда англичанин заказывает своему ребенку что-либо из России. Ну если только нечто экзотическое, наподобие богородской игрушки или матрешки. А вот обратная ситуация встречается сплошь и рядом. Соски, пижамы, ползунки и прочее создают завалы на почте, не успевая добраться до заказчиков.

Читайте также: РФ нужна вакцина от "голландской болезни"

Стратегия развития отечественной индустрии детских товаров, пока намеченная только в общих чертах, будет содержать список конкретных мероприятий, сроки реализации и точные оценочные параметры. К последним относятся процентное соотношение российских детских товаров, объем экспорта, динамика изменения конечной стоимости продукции, темпы обновления оборудования и интеграции продаж в виртуальную среду.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

 

Автор Мария Абрамова
Мария Абрамова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить