Олег Смирнов рассказал о возможности организации низкобюджетных автоперевозок в России

Эксперт: Цена авиабилета в США - 5 процентов от зарплаты, у нас - почти вся зарплата

Госдума планирует утвердить поправки в Воздушный кодекс РФ, которые выделят плату за питание и перевозку багажа в отдельную сферу расходов, а также сделать ряд билетов невозвратными. Все эти меры должны способствовать появлению в России бюджетных компаний.

Президент фонда "Партнер гражданской авиации", бывший заместитель министра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в комментарии "Правде.Ру" рассказал о возможности организации низкобюджетных автоперевозок в России.

"Россия в сфере лоукоста за последние десятилетия оказалась в пещерном веке. Например, в США лоукост-перевозки составляют 50 процентов объема всех авиаперевозок, при том, что средняя зарплата у американцев в десятки раз выше средней зарплаты россиян. Американцы в прошлом году перевезли 730 миллионов пассажиров в отличие от 74 миллионов у нас. Половина этих людей из 730 миллионов летают в системе бизнес-расценок, то есть дешевых билетов.

Пока все попытки создания лоукост-компаний в России заканчиваются провалом этих усилий лишь по одной причине: инфраструктура для организации бюджетных автоперевозок у нас отсутствует.

Для того, чтобы перейти к лоукост-перевозкам необходимо следующее. Первое — это государственная политика, то есть содействие возникновению инфраструктуры, способствующей бюджетным авиаперевозкам. Только тогда это дело сдвинется с мертвой точки.

Возьмем важную составляющую - аэропорты. Лоукост-компании не садятся в аэропорты, которые имеют очень интенсивный график полетов, отсутствие свободных мест и т. д. Все это там очень дорого, как дорого и у нас в России. Поэтому они выбирают аэродром, который на 50, 70 или 100 км дальше, чем центральный аэропорт, но зато там ставки и сборы на порядок ниже. Вот уже экономия для авиакомпаний. У нас такого выбора нет. Цены, предположим, в Москве - Домодедово, Внуково, Шереметьево примерно одинаковы и баснословно высокие для авиакомпаний. А цены, которые имеет авиакомпания, она переносит на плечи пассажиров.

Лоукост-перевозчик должен иметь новые однотипные самолеты. Почему новые — потому что не нужны частые ремонты, которые стоят больших денег, они надежны, не требуют остановки по техническим причинам, и однотипные - потому что эксплуатация однотипных самолетов априори всегда дешевле, чем многотипных (разные запчасти, разные подходы, разные специалисты и т. д.). Это значительная экономия.

Важна стоимость керосина, которая является подавляющей в секторе расходов. У нас на этом сэкономить невозможно по определению, потому что наши авиакомпании окружены сонмом топливных компаний, которые между собой не конкурируют и которые силовым приемом устанавливают цены на керосин, то есть являются монополистами. Монополизм и лоукост-перевозки - вещи несовместимые. Монополизм нужно остановить, и это должно делать государство, организовывать такую конкурентную среду, которая бы разрушила этот монополизм. Мы видим, что государство пока с этим не справляется, и у нас керосин дороже, чем в некоторых западных аэропортах, куда мы поставляем нашу нефть.

А дальше идет экономия - отменить питание - хотя это копейки, но на цену повлияет. Еда делается из продуктов, их надо приготовить - это тоже стоит денег, упаковать - это тоже стоит, подвести, а потом объедки отвезти - все это стоит денег, это тоже расходная часть. Отмена питания на коротких линиях будет нам только на пользу для сохранения спортивной фигуры.

Багаж. К примеру, я лечу с кейсом, потому что понимаю, что самолет не тот вид транспорта, где можно летать с телегой. А вот соседка моя летит с чемоданами, один в багаж сдает, другой в салон самолета тащит, и в зубах еще сумка. Потому что бесплатно, а нужно сделать так, чтобы бесплатной была только сумочка с помадой, а не с тяжелыми предметами. А за все остальное, будь любезна, плати, — так делают в лоукост-компнаиях.

Лоукост-компании - это очень плотная расстановка кресел в самолете. Многие авиакомпании разряжают кресла, например, если конструктор разрешил иметь 200 посадочных мест, они оставят 170-180, раздвигая их. В самолетах лоукост-компании оставят все 200. Следующий очень важный и затратный вопрос - продажа авиабилетов. У нас еще распространена практика продажи бумажных авиабилетов. Вы приходите к кассирше. она выписывает вам билет, на это тратится время и т. д. Весь мир давно от этого отказался, билеты только электронные. Это значит, авиакомпания не снимает в аренду кассы по продаже, не содержит кассиров, которым надо платить зарплату, и немалую, не содержит линии связи, интернета и т. д. Это колоссальная экономия. У нас многие авиакомпании активно переходят на такой вид продажи, но, к сожалению, у нас инфраструктура еще развита таким образом, что во многих районах отсутствует интернет и нет возможности выписки такого авиабилета.

Если все это будет выполнено, то у нас стоимость билетов станет такой же, как в США. В Америке билет стоит в среднем 5 процентов от средней заработной платы американца. У нас 1 билет составляет почти всю заработную плату. Если мы это все внедрим, а мы к этому придем, история не позволит нам остаться в каменном веке, пусть не скоро, и тогда мы будем платить те же деньги, которые платят американцы между полетами по территории США. Сегодня, если взять точку А и точку Б на территории США, наши страны сопоставимы по площадям, и на территории России взять точку А и Б и посмотреть стоимость перелета между ними, одинакового расстояния в Америке и у нас, получится, что в Штатах примерно на половину билет дешевле. Вот такой же итог должен быть и у нас".

 

Обсудить