Рецензия на фильм М. Найта Шьямалана "После нашей эры"

"После нашей эры" и семейный подряд Смитов

В 1999 году индийского режиссера М. Найта Шьямалана и его "Шестое чувство" ждал триумф. После этого режиссер сделал еще три удачных фильма, объединенных одним стилем — острым психологизмом на фоне неторопливости и мистицизма. А затем — три провала подряд. Реабилитирует ли его "После нашей эры" с Уиллом Смитом и Джейденом Смитом в главных ролях?

Фильмы "Девушка из воды", "Явление" и "Повелитель стихий" я не смотрел как раз потому, что они были, судя по отзывам, очень плохи. И это не тот случай, когда к фильмам заранее относятся предвзято ввиду первоначально негативного отношения к кинодеятелю — за что, казалось бы, общественности не любить Шьямалана?

В этом году у Шьямалана была попытка реабилитироваться, однако ему это не удалось, хотя и полным провалом это назвать сложно. В народе говорят, что "После нашей эры" — это фильм с Уиллом Смитом и его сыном Джейденом про Уилла Смита и его сына Джейдена. Сама структура картины очень напоминает "Последний дюйм" — помните, был такой фильм по рассказу Джеймса Олриджа. Там отец — прошедший через войну летчик, который устраивается на работу фотографом, причем фотографом не простым: он осуществляет подводную съемку акул. В один из полетов на далекий берег моря он берет с собой сына — неоперившегося птенца, который пока очень неуверенно чувствует себя в этом мире. Во время этого полета отец получает серьезнейшую травму, и мальчику приходится самому везти родителя на самолете.

Тут похожая ситуация: герой Уилла Смита — военный командир, который не знает страха. В прямом смысле, поскольку после того, как с Земли человечеству пришлось быстренько ретироваться, выжившие оказались на планете, которую населяют жуткие кровожадные слепые твари, реагирующие исключительно на страх, а Уилла Смита они не видят (то есть не ощущают). Его сын — юнец, который считает, что чтобы стать кадетом, достаточно просто быстро бегать. Он проваливает задание, отец разочарован. Мать уговаривает отца взять мальчика с собой в очередную миссию, но корабль терпит крушение, в результате чего они оказываются на Земле — планете с максимальным уровнем потенциальной угрозы. Выжили только Смиты, причем у отца сломаны ноги. Получается, что герою Джейдена придется в одиночку добраться до отвалившегося хвоста корабля (около 100 километров), чтобы найти заветный маячок и спастись с этой Богом забытой планеты вместе с папой. Очевидно, что основное внимание уделяется отношениям отца и сына и обучению мальчика премудростям жизни на грани смерти.

Читайте также: Недорогая сказка для творческих людей

В четырех по-настоящему интересных фильмах Шьямалана — "Шестом чувстве", "Неуязвимом", "Знаках" и "Таинственном лесу" — режиссер наработал свой легко узнаваемый стиль, собранный из нескольких элементов: неспешности происходящего, психологизма и мистицизма. В этом фильме есть только неспешность. Психология отношений отца и сына получилось узколобой и предсказуемой, а мистики тут просто нет.

Одно это уже заставляет нас задуматься о, пожалуй, самом печальном вердикте и самом главном биче современного кинематографа, не обошедшем и этот фильм — слабом сценарии.

Уже на постере видно, что режиссер ставил перед собой одну-единственную цель: показать превращение мальчика в мужа. Для того, чтобы эта простая идея сработала, нужна была действительно сильная, скрупулезно продуманная история (Шьямалан впервые снимал не по своему тексту), но, увы, в этом плане вся идея пошла по кривой с первых же минут. Вообще на IMDB в сценаристах числится некто Гарри Уитта — бывший редактор журнала о компьютерных играх, написавший, кстати, очень неплохую историю для "Книги Илая", а также сам Шьямалан, который, видимо, все-таки вносил какие-то коррективы, хоть и не писал сам. Наверное, зря он это.

Разумеется, многие вещи — например, то, что смертельная тварь, которую перевозили на корабле, выживет, и Джейден сразится с ней, тоже научившись не бояться ничего, как и отец — становятся очевидными с самого начала. Огрехов много, и я не придираюсь — просто они действительно бросаются в глаза. Мне до сих пор непонятно, почему Джейден ничего не ел — в начале фильма есть сцена с ужином, то есть люди в будущем, описанном в "После нашей эры", тоже едят, а не просто принимают какие-то капсулы. А во время нескольких дней похода он пищу не принимает, только капсулы, облегчающие дыхание. Не совсем понятна и система с тепловыми карманами — местами, за пределами которых ночью невозможно выжить из-за лютого холода. Можно ли как-то объяснить с точки зрения точных наук их расположение? А главное, может ли это сделать сценарист, прописавший эти сцены? Или совершенно детский эпизод со спасением юного Смита гигантской птицей, напоминающий рисунки и рассказы, которые мы сочиняли в начальной школе.

Что касается актерской игры, то к Уиллу Смиту претензий никаких — вполне себе суровый папа, который очень болезненно привыкает к мысли, что ему в первую очередь необходимо иметь дело с сыном в роли сына и только во вторую — в роли кадета. Что касается Джейдена, то он старается, пробует играть, но в чаще всего либо не доигрывает, либо переигрывает. Его персонаж вообще получился какой-то эмоционально нестабильный — то он ни одной мышцей лица не реагирует на информацию о предстоящем смертельном походе, то вдруг срывается нервами на истекающего кровью, испытывающего сверхъестественную боль отца.

Читайте также: Клинт Иствуд: его путь через тернии к звездам

В фильме, тем не менее, есть одна деталь, которая чем-то цепляет, но она есть уже в трейлере. Вот эта теория страха, о которой отец говорит сыну — казалось бы, простейшие мысли, но в какой-то момент появляется ощущение, что у тебя есть ключ к свободе от него. То есть некая ниточка философская как будто в какой-то момент прослеживается. Жалко, что никак не развита экологическая тема, как, например, это было сделано в мультфильме "Валли", где красной нитью шла мысль о человечестве, потерявшем свою планету из-за собственных безответственности и лени. Тут же нас просто ставят перед фактом, что планете каюк, теперь на ней запрещено даже приземляться.

Любителям просмотра фильмов в IMAX — визуалам, для которых картинка важнее истории — фильм стоит посмотреть. Шьямалан, впервые снимающий на цифру, выбрал очень красивые ракурсы. Всех остальных спешу разочаровать: Шьямалан все-таки остался на той мертвой точке, с которой он не может сдвинуться уже 8 лет.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Темы семья
Обсудить