Генассаблея ООН обсудить влияние рейтинговых агентств на экономический кризис.

Рейтинги, которые могут убить

В сентябре Генеральная Ассамблея ООН совместно с Евросоюзом намерена обсудить влияние международных рейтинговых агентств на мировой экономический кризис. Об этом на исходе мая заявил глава Генассамблеи Вук Еремич. Разговоры о злокозненной деятельности агентств ходят уже давно, но впервые расследование будет проводиться на столь высоком уровне.

Похоже, поведение рейтинговых агентств, частенько выносящих свои вердикты вопреки хоть относительно вменяемой логике, допекло политиков окончательно. Глава Генеральной Ассамблеи ООН, сербский дипломат Вук Еремич, после недавнего визита к своим брюссельским коллегам, сообщил белградскому агентству ТАНЮГ, что в сентябре Генеральная Ассамблея ООН и Евросоюз намерены совместно обсудить роль ведущих международных рейтинговых агентств в нарастании кризисных явлений в мировой экономике.

На сентябрьском саммите дипломаты собираются выслушать мнение экспертов-экономистов. Уже не первый год эксперты обращают внимание на монстров рейтинга и уверенно заявляют, что их неосторожные оценки кредитной способности различных организаций, стран и даже регионов, прямо влияют на усиление мирового финансового кризиса. В Евросоюзе уже прислушались к такой оценке роли ведущих рейтинговых агентств и ужесточили правила использования международных кредитных рейтингов. Европейские финорганизации теперь обязаны усилить собственные механизмы оценки кредитного риска, дабы не зависеть полностью от мнения сторонних экспертов.

Читайте также: Прогнозы по Индии полны контрастов

Со своей стороны страны БРИКС на мартовском саммите в Дурбане также приняли решение основать собственное рейтинговое агентство, которое давало бы прогнозы, свободные от влияния мнения мировых авторитетов. Кстати, основой этой организации уже может стать альянс трех агентств России, Китая и США, созданный еще в октябре прошлого года. По словам главы китайского участника альянса, агентства Dagong, Гуань Цзяньчжуна, миссией новой организации должна стать в т. ч. и помощь в становлении "независимой глобальной рейтинговой регулирующей системы".

Возникает вопрос, почему политики вдруг так ополчились на экспертов, которые, казалось бы, всего лишь делают свою работу — анализируют текущее состояние тех или иных организаций, государств и т. п. И на основе этого анализа делают некоторый прогноз на будущее — только и всего. Нет ли в негодовании политиков стремления переложить ответственность за свои ошибки на чужие плечи?

Как и многое другое, рейтинговые агентства появились на свет достаточно случайно. В середине XIX в. в США бурными темпами развивался рынок железнодорожных перевозок. Компании росли как грибы, какие-то выживали и развивались, какие-то быстро исчезали с горизонта. Поскольку железные дороги — удовольствие дорогое, компании занимали деньги не только в банках, но и вообще у всех, кто мог и готов был в них инвестировать. Но как отличить тех, кто выживет и вернет долг сторицей, от тех, кто завтра вылетит в паровозную трубу? Ситуация осложнялась огромным количеством мошенников, и не думавших заниматься железными дорогами, а просто исчезавших с деньгами вкладчиков, как только набиралась порядочная сумма.

В такой вот обстановке издателю отраслевого журнала "American Railroad Journal" Генри Пуру пришла в голову идея проанализировать состояние железнодорожных компаний страны. Разработав подробный опросник и разослав его компаниям, Генри впоследствии опубликовал полученные результаты со своими комментариями. Будучи юристом и финансистом, Пур хорошо знал отрасль — его брат Джон сам владел железнодорожной компанией и строил дороги в штате Мэн (журнал, кстати, тоже принадлежал ему). А будучи, очевидно, человеком нелицеприятным, Генри весьма язвительно отзывался о тех, кто прислал откровенно липовые данные или просто отказался отвечать.

Успех затеи превзошел все ожидания. Несмотря на стоимость экземпляра журнала, сопоставимую с затратами на недельную аренду комнаты в Нью-Йорке, тираж разлетелся вмиг. Главными читателями и поклонниками Пура оказались европейские банки. Главными — поскольку в XIX в., в отличие от нашего времени, именно у них были сосредоточены основные капиталы, но при этом из-за океана отличить мошенника от перспективного бизнесмена было куда сложнее, чем на месте. Получив в руки такой инструмент, как список Пура, да еще с квалифицированными комментариями, европейские банкиры ринулись инвестировать в американские железные дороги.

Читайте также: Регионы: от двоечников до отличников

Именно это, более чем популярность среди читателей, повлияло в итоге на жизнеспособность идеи Пура. Сообразив, что честность и открытость способны сами по себе приносить деньги, они начали прилагать определенные усилия, чтобы добиться благосклонного комментария к своей отчетности. Таким образом, к началу XX века, когда начал формироваться фондовый рынок, технология рейтингования и его практическая польза были уже понятны в общих чертах. Пур вместе с сыном организовали, пожалуй, первое рейтинговое агентство (ныне известное как Standard & Poor's). В 1900 г. по его стопам пошел Джон Муди (Moody's), а в 1913г. — Джон Фитч (Fitch Ratings).

Несмотря на столь долгую историю, рейтинговые агентства до конца 80-х годов прошлого века, по сути, оставались локальным феноменом США. Лишь к концу двадцатого века, параллельно с развитием глобализации, формированием единого валютно-финансового рынка, развитием информационно-коммуникационных технологий, рейтинговые агентства оказались востребованы в мировом масштабе. И тут начались странности.

Многим памятно поведение крупнейших рейтинговых агентств, которые перед кризисом 2008 г., начавшегося с обрушения американского рынка деривативов (вторичных-третичных — и т. п. ценных бумаг) до упора держали высшие рейтинги надежности американских ипотечных банков, основных владельцев этих самых деривативов. Но есть примеры и посвежее. На днях разгорелся лютый скандал, инициированный главой авторитетнейшего агентства Fitch. Суть его примерно такова: в Fitch обратились представители очень богатой конторы с просьбой присвоить высший рейтинг некоему сомнительному объекту. Но, то ли сумма показалась агентству недостойной, то ли уж очень паленым запахло, но в Fitch от предложения отказались. А вот в других агентствах — согласились. "Мы наблюдаем сделки, по которым присваиваются более высокие рейтинги, чем есть на самом деле. Если это будет продолжаться в том же духе, то скоро ситуация ухудшится, потому что каждый раз агентства будут понижать стандарты качества оценки", — сетуют теперь в Fitch.

В деятельность экспертов очевидным образом вмешалась "невидимая рука рынка". Если Пур мог позволить себе роскошь быть абсолютно независимым от щедрот тех, кого рейтинговал в хвост и в гриву, то ныне агентства в основном присваивают рейтинги по обращению заказчиков (в ряде стран компании обязаны получать рейтинг по закону) и за их средства. В общем — кто девушку ужинает, того и тапки. Да, капитал рейтинговых агентств — их репутация предсказателей, но, если заказчик готов предложить серьезную сумму, репутация отходит на второй план. Любой каприз за ваши деньги.

Читайте также: Бразилия мечтает вернуться к росту

А иногда — и не за деньги. Эксперты и политологи все чаще обвиняют "большую тройку": Moody's, Fitch Ratings и Standard & Poor's в том, что их рейтинги и прогнозы на удивление совпадают с текущим политическим курсом Белого дома. Причем, до такой степени, что в 2003 году правительство Германии обвинило американские рейтинговые агентства в намеренном занижении рейтинга страны из-за разногласий с Вашингтоном по поводу войны в Ираке. Когда же в 2011 г. на фоне жесточайшего кризиса Standard & Poor's отважилось снизить кредитный рейтинг США с наивысшего до просто высокого уровня, власти страны немедленно инициировали расследование деятельности агентства (с прицелом на слив инсайдерской информации, что по законам штатов грозит немалым тюремным сроком и солидным штрафом). Кончилось дело тем, что глава S&P Девен Шарма был вынужден уйти в отставку.

Так вот и получилось, что за сто-сто пятьдесят лет рейтинговые агентства из гидов фондового рынка и помощников инвестора превратились в инструмент политического и экономического давления. Печальнее всего то, что этот инструмент по преимуществу находится в одних руках — и предъявить агентствам формально нечего. Да, в списке международных правил для рейтинговых агентств, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (международная структура, разрабатывающая стандарты банковской деятельности), три из пяти пунктов касаются требований объективности и независимости. Но формально, вся их аналитика и прогнозы — не более чем частное экспертное мнение, и кто же виноват, что инвесторы охотно к нему прислушиваются?

Конечно, проще всего было бы прямо запретить деятельность рейтинговых агентств, или, как это сделали в Евросоюзе, обязать инвесторов думать своей головой. Беда в том, что этот шаг в условиях уже очевидной глобализации способен вызвать снижение мобильности капиталов, сузить финансовые потоки и вызвать множество других, весьма неприятных проблем. Оттого попытка создать альтернативное, последовательно придерживающееся Базельских правил, международное рейтинговое агентство — как это сделали страны БРИКС — выглядит явно предпочтительнее.

Читайте самое актуальное в разделе: "Экономика"

Автор Илья Никонов
Илья Никонов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить