Турция приняла закон об ограничении продажи алкоголя

Турции "есть невеселие пити"

Будет ли Турция жить по светским законам, завещанным Великим турком Кемалем Ататюрком, или последует примеру своих соседей-фундаменталистов, ратующих за великий халифат? Сегодня с уверенностью на этот вопрос не может ответить ни один эксперт. Недавно турецкий парламент принял закон, ограничивающий продажу алкоголя в ночное время и его рекламу.

Ударить он может и по туристам, в том числе российским — хотя это пока и не бесспорно. Куда более важно, что эти меры наряду с другими нововведениями все больше отдаляют турецкое общество от светских норм, сдвигая его к религиозному фундаментализму.

Турецкий парламент принял закон, быстро окрещенный многими СМИ "сухим". На самом деле, конечно, принятым турецкими парламентариями мерам далеко не только до классического американского "сухого закона" 20-х годов прошлого века — но даже до знаменитой горбачевской антиалкогольной кампании. Собственно, правящая в Турции Партия справедливости и развития, отвечая на волну критики, не без основания ссылается на зарубежный опыт. Новым законом всего лишь запрещена торговля алкоголем с 10 вечера до 6 утра — а также и его реклама. Что, действительно, имеет место и во многих странах Западной Европы, и, частично, в России.

Тем не менее, в России если кто и критикует запретительные меры против зеленого змия — то, разве что, подвыпившие личности, которым не терпится опохмелиться, не дожидаясь наступления утра, но никак не мало-мальски влиятельные СМИ, не исключая и оппозиционных. Между тем, в турецком обществе против закона, принятого просто таки в пожарном порядке, всего за два дня, немало выступает и простых граждан, и оппозиционных политиков. Все дело в том, что спиртное для турок — не просто еще одна группа напитков, пусть и обладающих веселящим действием. Это, в некотором смысле, один из важнейших символов современного уклада жизни общества — который отныне оказался под угрозой.

Читайте также: Турция добивается особого положения в ООН

Действительно, Коран запрещает правоверным употребление "сока виноградной лозы" и прочих хмельных напитков — в этом, несмотря на разногласия во многих прочих вероучительных моментах, сходятся и шииты и сунниты, и все еще более мелкие группы внутри них. Вскользь заметим, что данный запрет, хотя и достаточно эффективно решает проблему бытового пьянства и алкоголизма — но не способен справиться с попытками уставших от трудностей людей искать утешения в чем-то этаком. Потому, например, в фундаменталистском Иране, где патрули стражей исламской революции ловят на улицах и целующиеся парочки, и граждан подшофе, очень большой процент наркоманов. Хотя за употребление наркотиков мусульманам также грозят немалые неприятности — вплоть до тюрьмы и смертной казни в случае неисправимости.

Турции «есть невеселие пити». 283928.jpeg

Тем не менее, именно алкоголь стал своего рода "тайным знаком" офицерских кружков, незадолго до Первой Мировой войны мечтавших о переменах. А одним из таких офицеров, любивших в кругу друзей расслабиться с рюмочкой запретного коньяка под не менее запретную для мусульман свиную ветчину, был будущий герой страны Мустафа Кемаль, позже получивший фамилию Ататюрк (отец всех турок). Впрочем, употребление фамилий для соотечественников, которые в султанские времена их просто не имели, ввел в 30-х годах 20 века тоже он. После поражения в Первой Мировой Османская империя попросту развалилась. И группа патриотически настроенных военных, подняв мятеж против доживающей последние дни власти султана, совершила настоящую революцию. Она заключалась не просто в смене формы правления — но в смене государственной идеологии.

Ведь раньше султан Блистательной Порты носил титул "халифа" — повелителя всех правоверных мусульман. А, вообще, территорией "халифата", строго по Корану, рано или поздно должен был стать весь мир — такие вот нехилые претензии. Ну, а пока до всемирного господства Стамбулу было далеко — он держал в рамках своей империи целый ряд народов Ближнего Востока, Африки, Южной Европы.

После поражения в войне в руках турок, грубо говоря, осталась лишь собственно Турция. И величайшей заслугой Ататюрка было то, что он дал согражданам новый смысл жизни — не погоню за призраком "всемирного халифата", но гордость за свою страну и свой народ. "Как мне повезло, что я родился турком" — эти слова стали с 20-х годов прошлого века настоящим "Символом Веры" турецкого общества.

Но для этого его пришлось резко секуляризировать. (Секуляризация-концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной верыред.). Правда, военные под руководством Кемаля Ататюрка не стали действовать в духе большевистского атеизма — мечети не разрушались, умеренное духовенство не репрессировалось, даже было фактически превращено в "госслужащих" и получало от государства жалованье. Но непокорные духовные лидеры, всевозможные мистические ордены дервишей, были подвергнуты серьезным гонениям, частично уничтожены, частично ушли в подполье. А Турция была одновременно и европеизирована, и секуляризирована. Вплоть до превращения "камня преткновения" многих столетий, Константинопольского храма святой Софии, ставшего после 1453 года мечетью, в обычный музей.

А одним из моментов указанного секуляризма стало патронируемое государством чисто европейское отношение к алкогольным напиткам. Их употребление стало признаком принадлежности человека к просвещенному классу — что-то вроде моды на голландский грог среди дворянства во времена Петра Первого. Всемерно поддерживал эту традицию и президент Ататюрк — что, увы, в конце концов, видимо и способствовало его смерти в 1938 году, в довольно таки не старом 57-летней возрасте от цирроза печени.

Турции «есть невеселие пити». 283929.jpeg

Государственный секуляризм стал фундаментом турецкого государства. На его страже стояла и Конституция, и армия. Но с начала нынешнего столетия исламистские партии стали набирать в стране все больший вес — пока не обрели почти неограниченной власти. Ныне в их числе и президент, он же верховный главнокомандующий, и премьер-министр, и солидное большинство в парламенте. Светская оппозиция еще пытается бороться и через пока еще не попавшие под контроль власти суд и прокуратуру, и через недовольных новыми порядками военных — но без особого успеха. Зато правящие исламисты то отправляют в отставку руководство армии, то даже арестовывают высокопоставленных генералов и интеллектуалов по обвинению в заговоре. А заодно и потихоньку переписывают Конституцию — в которой от заветов Ататюрка скоро останется разве что уголовная ответственность за оскорбление его памяти.

Так что атака на спиртные напитки в Турции не зря была воспринята светской частью общества не просто "борьбой за трезвость" — а еще одним шагом к исламизации страны. За которыми могут последовать и хиджабы с чадрами, и суд шариата, и прочие атрибуты фундаменталистского исламского режима а-ля Иран или Саудовская Аравия.

Так что опасения, звучащие в местных СМИ о том, что теперь туристам, отдыхающим на турецких курортах, не будет так комфортно, как раньше — еще не самая большая беда. В конце концов, в том же Египте, попавшем под власть исламских радикалов, с дилеммой: хотим доходы от туризма — не хотим нарушения заветов Корана, как-то справляются. Ведь только очень недалекий политик станет резать курицу, несущую золотые яйца — пусть она и ведет себя не в полном соответствии с религиозными канонами.

Куда большие проблемы начнутся тогда, когда турецкие фундаменталисты решат, что национализм времен Ататюрка им слишком тесен — и вспомнят о славном прошлом Османской империи и горделивой мечте о всемирном халифате. Тем более, признаки этого уже есть. Например, турецкий министр иностранных дел, как минимум, при президенте Ющенко, весьма часто ездил с визитами не только в Киев — но и в Крым, где открытым текстом говорил о том, что "Турция заботится о крымских татарах". Еще бы — ведь Крым когда-то был вассалом Порты и ее фактической провинцией — а ныне турецкий военно-морской флот уступает Черноморскому флоту России лишь за счет куда более мощных береговых ракетных батарей последнего.

Впрочем, имперские амбиции турецкой исламской элиты — дело пока не самого близкого будущего. А вот во внутренней политике наступление фундаментализма прослеживается куда более четко. И одним из этих признаков и является то, что "Турции стало невеселие пити".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить