Посадит ли новый Генпрокурор своего предшественника за решетку?

Как известно, через неделю, 16 сентября исполнится ровно два года с того вечера, когда, выйдя из квартиры, бесследно исчез оппозиционный украинский журналист Георгий Гонгадзе. Эта дата, судя по заявлениям оппозиции, которая собирается в следующий понедельник начать по всей стране массовые акции протеста, с требованием отставки президента Л.Кучмы, — может стать важной вехой в истории новой Украины. Активно готовится к этой трагической дате и генеральная прокуратура Украины.

Как заявил сегодня в интервью украинским информагентствам заместитель генерального прокурора Украины Виктор Шокин, следствие точно знает время убийства журналиста Георгия Гонгадзе, а также возможное место совершения преступления.

"Мы совершенно точно знаем время и день наступления смерти. А так как это нам известно, мы определили и возможное место совершения преступления. И я имею основания сказать, что мы идем в правильном направлении в расследовании этого преступления. Но эти данные не подлежат оглашению, так как их обнародование может повлечь негативные последствия для следствия — люди, которые это сделали, и если они живы, могут предпринять определенные действия", — сказал В.Шокин.

Заместитель генпрокурора опроверг информацию ряда СМИ о том, что журналиста пытали.

"Я никогда не говорил, что Г.Гонгадзе пытали, потому что это определить невозможно. Другой вопрос, что были обнаружены прижизненные повреждения", — сказал он.

В.Шокин подтвердил, что главное бюро судебно-медицинской экспертизы Украины проводит сравнительную экспертизу волос журналиста Георгия Гонгадзе и "таращанского тела", на которой настаивает мать погибшего журналиста Леся Гонгадзе, о чем было вынесено соответствующее постановление. Но сделано это было не после высказывания Л.Гонгадзе такой просьбы, а до — экспертиза волос была назначена в августе 2002 года после вынесения 30 июля постановления генпрокуратуры о проведении основной экспертизы. Результаты этой экспертизы 3 сентября с.г. огласил генеральный прокурор Украины Святослав Пискун.

Согласно выводам экспертизы, "таращанское тело" принадлежит Г.Гонгадзе, причиной смерти которого, как заявил генпрокурор, было отсечение головы. "После назначения основной экспертизы, в которой перед экспертами было поставлено 49 вопросов, возникла необходимость поставить еще ряд вопросов, в том числе и вопрос: принадлежат ли волосы, которые были предоставлены Л.Гонгадзе 26.04.2001 года следователю генпрокуратуры, человеку, труп которого был обнаружен в Улашевском лесничестве Таращанского района", — пояснил В.Шокин.

По его словам, Л.Гонгадзе отдала следствию волосы, срезанные с головы Георгия в семимесячном возрасте. В.Шокин также сообщил, что 3 сентября передал доверенному лицу Л.Гонгадзе юристу Марии Самбур документы на "получение тела".

Вместе с тем, заместитель генпрокурора не исключил решение вопроса о захоронении тела после получения результатов сравнительной экспертизы волос.

"Это — право Леси Гонгадзе", — подчеркнул он.

Отвечая на вопрос журналистов, почему результаты основной экспертизы "таращанского тела" были оглашены до окончания проведения всех экспертиз, В.Шокин пояснил, что эта экспертиза установила принадлежность тела журналисту, а результаты дополнительной экспертизы "еще неизвестно, когда будут". В.Шокин заявил, что в этой экспертизе было поставлено "достаточное количество вопросов" по исследованию ДНК.

"Но мы не ставили вопрос о процентной возможности принадлежности тела Г.Гонгадзе. Мы ставили вопрос: могут ли эксперты по совокупности всех исследований, которые проводились, на 100% сказать, что тело принадлежит Г.Гонгадзе, так как любая экспертиза ДНК никогда не даст 100% вероятности", — сказал он, добавив, что ДНК-экспертиза проводилась в Украине на "нашей аппаратуре, которая соответствует мировым стандартам".

Заместитель генерального прокурора также утверждает, что мать журналиста была против проведения генотипоскопической экспертизы, о чем написала соответствующее заявление. "Она тоже понимает, что 100%-го заключения быть не может", — подчеркнул В.Шокин. Именно по этой причине к проведению этой экспертизы не привлекались западные специалисты. В.Шокин заявил о готовности украинской генпрокуратуры предоставить иностранным специалистам выводы этой экспертизы для дачи оценки действий украинских экспертов. Говоря об обвинениях, выдвинутых прокурору и следователю Таращанской районной прокуратуры, заместитель генпрокурора напомнил, что "одним из пунктов обвинения было злоупотребление служебным положением".

"Они все сделали не так. Почему не было произведено опознание тела и украшений на месте, когда стало понятно, что труп может принадлежать Г.Гонгадзе? И это — только один, но не главный повод ареста прокурора", — сказал В.Шокин.

Заместитель генпрокурора также пояснил, что ни Л.Гонгадзе, ни вдова Мирослава и их представители не могут быть ознакомлены с выводами экспертизы в полном объеме, так как это будет нарушением действующего законодательства. "В Уголовно-процессуальном кодексе Украины записано совершенно четко, что знакомиться с материалами уголовного дела, экспертизами они могут только по окончании досудебного следствия перед направлением дела в суд", — сказал он.

Возникает вопрос. Если нынешнее руководство генеральной прокуратуры Украины считает, что прокурор и следователь Таращанской райпрокуратуры вели "дело Гонгадзе" так, что их нужно сегодня содержать в следственном изоляторе, то не значит ли это, что там должен уже сидеть и бывший генеральный прокурор Михаил Потебенько, его бывшей заместитель Алексей Баганец, которые лично курировали ход следствия? Пока на это вопрос ответа нет. Но вскоре, видимо, все таки будет.

Тем временем генеральная прокуратура Украины обратилась к Министерству юстиции США с просьбой допросить бывшего офицера охраны Николая Мельниченко, утверждающего, что он располагает информацией о совершении преступлений рядом высоких должностных лиц Украины.

Заместитель генерального прокурора Украины Виктор Шокин сообщил сегодня журналистам, что генпрокуратура направила в Минюст США правовое поручение "с вопросами, которые возникли после передачи в прокуратуру народным депутатом Григорием Омельченко заявления экс-охранника Н.Мельниченко о преступлениях, якобы совершенных рядом должностных лиц государства". По словам В.Шокина, в генпрокуратуру действительно поступило "заявление Н.Мельниченко, в котором он собственноручно излагает такие вещи, которые можно назвать абсурдом".

"В его заявлении, кроме общих фраз и слов, нет ни единого факта", — подчеркнул замгенпрокурора.

В правовом поручении содержится просьба допросить Н.Мельниченко. "Майор неоднократно заявлял о своей готовности помочь нам. Но если ты хочешь помочь по делу Г.Гонгадзе, помоги, предоставь аппаратуру для проведения экспертизы записей. Не дает, хотя посчитал возможным дать ее американским экспертам", — подчеркнул он.

Замгенпрокурора опроверг утверждение Г.Омельченко, что тот допрашивал Н.Мельниченко в США по просьбе заместителя генпрокурора.

"Я этого сделать не мог по той причине, что Н.Мельниченко процессуально не является обвиняемым, так как обвинение ему предъявлено не было", — сказал он.

Вместе с тем, материалы, переданные Г.Омельченко, будут приобщены к материалам уголовного дела, сообщил замгенпрокурора. Обнародование в конце 2000 года записей Н.Мельниченко, якобы сделанных в кабинете президента Леонида Кучмы, вызвало политический кризис в стране — оппозиционные политические силы обвинили президента в причастности к исчезновению журналиста Георгия Гонгадзе, организации давления на политиков, журналистов, судей. В январе 2001 года генпрокуратура Украины возбудила в отношении Н.Мельниченко уголовное дело, а сам офицер был объявлен в розыск.

Экс-майор обвиняется в совершении двух тяжких преступлений — превышении власти и служебных полномочий и разглашении государственной тайны. Новый Уголовный кодекс Украины предусматривает наказание в виде лишение свободы от 7 до 10 лет по первому преступлению и от 5 до 8 лет лишения свободы — по второму. Н.Мельниченко также обвиняется в подделке документов. Ранее ему инкриминировалось еще одно преступление — клевета, но в связи с декриминализацией этого преступления новым Уголовным Кодексом, который вступил в силу с 1 сентября прошлого года, было вынесено постановление о закрытии дела в этой части. В июне текущего года Генеральная прокуратура Украины приостановила следствие по уголовному делу в отношении Н.Мельниченко в связи с тем, что бывший охранник объявлен в розыск. При этом Генпрокуратура дважды ходатайствовала об экстрадиции экс-майора, однако США не удовлетворили эти просьбы. Что будет на этот раз — покажет время.

Александр ГОРОБЕЦ

Киев

Украина

Автор Александр Горобец
Александр Горобец — журналист, политолог, писатель, собственный корреспондент Правды. Ру на Украине с 2000 по 2002 годы
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить