Транспорт на газе: экологичен, но опасен

Газ экологичен, но не экономичен. Кроме того, на данном этапе развития технологий все же опасен, считают эксперты. Тем не менее перевод половины российского парка общественного транспорта на газовое топливо состоится. Во вторник премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление об альтернативных видах топлива.

В соответствии с постановлением не менее 50 процентов общественного транспорта будет переведено на газ. Конкретный механизм, впрочем, пока не ясен. Первый заместитель председателя комитета ГД по транспорту Михаил Брячак считает, что необходимо не массово переоборудовать существующие автобусы, а просто выпускать новые единицы транспорта, ориентированные на использование газового топлива. Об этом чиновник сообщил журналистам в рамках пресс-конференции, прошедшей в четверг, "по следам" нового постановления правительства.

Представляется, что это было бы обоснованно. Ведь переоборудование автотранспорта — удовольствие недешевое. Так, установка газобаллонного оборудования на легковой автомобиль стоит не менее 20-30 тысяч рублей, если используется нефтяной пропан-бутан и не менее 60 тысяч рублей, если применяется метан. Перевод на газовое топливо общественного транспорта обойдется ощутимо дороже. Что не сможет не сказаться на цене на билеты.

"Билеты дешевле не станут, естественно, но, может быть замедлится процесс их подорожания, — считает директор по экономической политике Фонда "Центр стратегических разработок" Кирилл Янков. — Цена на общественный транспорт, она регулируетсяСебестоимость эксплуатации автобуса на газе должна быть немножко меньше именно за счет использования оборудования. Ну и соответственно доходы автопредприятий должны быть немножко больше, что позволит избежать дальнейшего более резкого увеличения стоимости билетов".

Меж тем стоит отметить, что использование газа обходится дешевле из-за того, что сам газ, собственно, дешевле, чем бензин. Однако если спрос на него серьезно повысится, далеко не факт, что такая ситуация сохранится. Подобная история уже приключилось с дизельным топливом. После массового перехода транспорта с дорогого высокооктановго бензина на более дешевый дизель, стоимость дизеля поднялась до стоимости высокооктанового бензина. "Я не уверен, что это экономически целесообразно", — сообщил Михаил Брячак, комментируя намерение перевести половину общественного транспорта на газ.

Читайте также: Камчатка сохранит льготный проезд для топлива

Единственной причиной, по которой такой перевод является целесообразным, стала экологичность газового топлива. Но причина эта веская. Экологическая обстановка в больших городах требует оперативного реагирования и принятия каких-либо мер к своему улучшению. Однако даже в данной связи газ не панацея. Он, конечно, экологичнее бензина, однако тоже имеет выброс. В настоящий момент активно разрабатываются электромобили (автомобили, в которых вместо двигателя внутреннего сгорания используется электродвигатель), однако на сегодняшний день это пока является транспортом будущего. Поскольку у современных электромобилей больше недостатков, чем достоинств, и все они скорее являются экспериментальными образцами.

Нельзя не отметить и то, что автотранспорт, работающий на газе, небезопасен. Не далее как две недели назад на Фестивальной улице в Москве прогремел взрыв одного из газовых баллонов, установленных на крыше автобуса. Серьезно пострадали две женщины. Несмотря на то, что это первое происшествие подобного рода в столице, оно тут же породило широкую общественную дискуссию о допустимости использования газового топлива на транспорте.

Чиновники напоминают, что весь общественный транспорт, кроме метро, должен быть застрахован и в случае гибели пассажира его родственникам полагается выплата в размере двух миллионов рублей. Предусмотрены также гарантии для менее серьезно пострадавших пассажиров, а также для тех, кто пострадал на транспорте, который, вопреки требованиям законодательства, застрахован не был. Свои права граждане, зачастую, не востребуют, потому как просто не знают об их наличии, но дело даже не в этом. А в том, что наступление страхового случая все-таки нежелательный для пассажиров вариант развития событий. Вряд ли многие из них захотят рисковать собственной жизнью, даже зная, что в случае расставания с этой жизнью им полагается компенсация в два миллиона рублей. Меж тем когда речь идет об общественном транспорте, очень похоже, что гражданам просто не оставляют выбора. Ведь у людей нет возможности выбрать, в какой автобус садиться.

Читайте также: Платные дороги как палки в колеса

Кстати, на вопрос о том, перешли ли они сами на газовое топливо, все участники пресс-конференции ответили отрицательно, указав различные причины для такого решения.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

 

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить