Подводных исполинов распилят "на иголки"

Две из трех остававшихся на вооружении российского ВМФ тяжелых стратегических атомных подлодок класса "Тайфун" подлежат утилизации. Такого  решения ждали уже давно. Хотя оставалась все-таки у подводников, да и у российских корабелов, которые строили эти самые большие в мире подводные корабли, какая-то смутная надежда - а вдруг оставят? Но все-таки утилизировать "Тайфуны" оказалось намного дешевле, чем их модернизировать и даже просто содержать на плаву.

"Решение о списании и утилизации принято исключительно по финансовым соображениям, поскольку только поддержание в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения требует непомерно больших финансовых расходов. Экономически нецелесообразна и их модернизация - капитальный ремонт с модернизацией одного "Тайфуна" обойдется дороже, чем строительство двух новых "Бореев", - цитируют СМИ слова специалистов оборонной кораблестроительной отрасли.

И то: примерная стоимость одного головного корабля проекта 955 "Борей", "Юрия Долгорукого", составляет около 23 миллиардов рублей. А, для сравнения, на поддержание только технической готовности одного "Тайфуна" лишь в течение года тратится несколько сотен миллионов!

Речь пока идет об утилизации (или, как образно говорят моряки, "распиливании на иголки") тяжёлых ракетных атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 "Акула" (SSBN "Typhoon" по классификации НАТО), которые носят названия "Архангельск" и "Северсталь". А вот третью оставшуюся "в живых" подлодку этого класса, причем головную, то есть самую первую по счету в серии, которая носит имя "Дмитрий Донской", пока оставят - как минимум, еще лет на пять-семь.

В свое время именной этот самый первый "Тайфун" был модернизирован под испытания новой баллистической ракеты "Булава", которая не так давно была принята на вооружение. Поскольку ракета, так сказать, "не стоит на месте" и ее все равно  нужно будет периодически модернизировать в соответствии с "требованиями времени", "Дмитрий Донской" пока под нож не идет.

Некоторые дотошные читатели могут озадачиться вопросом: а почему, мол, автор статьи называет самые большие в мире подлодки "Тайфунами"? Ведь вроде бы и название "Акула" встречается. Тут объяснение простое. Очень часто журналисты ошибочно называют именно "Акулой" многоцелевые  атомные подлодки проекта 971. А ведь это они по классификации НАТО называются "Akula". По-русски они вообще-то обозначаются как "Щука-Б".

Ну а кроме того, вспоминаются слова незабвенного генсека Леонида Брежнева, сказанные им с нескрываемой гордостью на XXVI съезде КПСС: "Американцами создана новая подводная лодка "Огайо" с ракетами "Трайдент-I". Аналогичная система, "Тайфун", имеется и у нас!". Этот проект советских подлодок создавался в условиях строжайшей секретности, и то, о чем оповестил мир товарищ Брежнев, стало в свое время неким шоком даже для весьма продвинутых спецслужб  тогдашнего "вероятного противника".  Есть версия, что Брежнев специально назвал эту лодку "Тайфуном", чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение. Ну что ж, ему это удалось...

"Дмитрия Донского" решено оставить в строю как минимум до 2017 года в качестве корабля для испытаний ракетной и другой техники. В том же году по нему примут отдельное решение. Вв 2011 году уже рассматривался вариант утилизации ракетоносца "Дмитрий Донской", однако все-таки было предложено оставить его в качестве живой мишени для "Бореев".

Тяжелые стратегические субмарины  класса "Тайфун" - это самые большие в мире атомные подводные лодки, полное подводное водоизмещение которых составляет  49,8 тысячи тонн, длина - 172 метра, ширина - 23,3 метра. Проект уникального корабля разработан в ЦКБМТ "Рубин" (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. В боевой состав флота первая подлодка серии принята 12 декабря 1981 года.

Для постройки "Акул" на Севмаше был специально возведён новый цех 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Особенностью конструкции такой подлодки является наличие внутри лёгкого корпуса аж пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана.

Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии, то есть в подводной части, на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской "Огайо" (4 июля 1981 года). Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй шесть лодок проекта 941. Планировавшийся седьмой корабль , точнее, зачатки его конструкции, были разобраны после развала СССР прямо на стапеле северодвинской верфи Севмаш - на металлолом... Кстати, были когда-то идеи "Тайфуны" не утилизировать, а переоборудовать их в подводные транспорты для снабжения Норильска или даже в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

Строительство "деятиэтажных" подлодок (а по высоте они действительно с многоэтажный дом) обеспечивало заказами более тысячи предприятий СССР. Только на Севмаше 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Изначально советский, а потом и российский военно-морской флот располагал шестью атомными подводными лодками класса 941. По причине подписания в 1979 году договора ОСВ-2 и прекращения производства ракет Р-39, которые являлись основным вооружением "Тайфунов", в середине "нулевых" были утилизированы три таких подлодки.

Корабли обладают огромным запасом плавучести - более 40  процентов. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальные названия "водовоз" или "плавучий сарай". Именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство с ракетами в высоких широтах вплоть до Северного полюса.

Вот цитата из новостного выпуска ЦКБ МТ "Рубин" по случаю 25-летия вступления в строй первого тяжёлого крейсера: "Вступление в строй ВМФ СССР тяжёлых атомных подводных крейсеров стратегического назначения во многом предопределило завершение мирового политического противостояния и прекращение холодной войны на море".

В свое время автору этих строк довелось не раз бывать на борту "Тайфунов". Правда, в море на них выходить не приходилось, на других подлодках служил. Но все равно впечатление от них было сногсшибательное. Как-то, будучи так называемым дежурным по живучести северодвинской бригады строящихся кораблей (они назначались из старших офицеров электромеханических боевых частей подлодок), я среди ночи мимо зазевавшегося верхнего вахтенного, так сказать, "злодейски проник" на "Тайфун" через носовой аварийно-спасательный люк громадной подлодки, стоявшей у одного и дебаркадеров северодвинской верфи Севмаш.

Дежурным по живучести, собственно, так и полагалось: в ночное время проверять состояние живучести всех подлодок бригады, выявляя всяческие недостатки. Дабы подводники, стоящие на вахте, не расслаблялись. Так вот, спустился я в люк - и несколько растерялся. Где это я? Хоть дежурные по живучести и сдавали зачеты на допуск к проверке кораблей, то есть изучали по схемам их устройство, но зачет этот  был больше, так сказать, теоретическим. А практически...

Долго блуждал я тогда по отсекам, в которых ни души. По сути, заблудился - не смог сам найти вход в центральный пост. На удачу, набрел в одном из отсеков на пультик внутрикорабельной связи. Хоть прочитал, в каком именно отсеке нахожусь. Представился дежурному по кораблю, объявил по связи учебную тревогу для положенной отработки личного состава вахты. И только прибывшая аварийная партия меня тогда обнаружила и вывела, так сказать, "в свет", то есть в центральный... Потом, конечно, довелось и в сауне попариться, которая есть на борту "Тайфуна", и в великолепном бассейне искупаться, который тоже есть в так называемой зоне отдыха.

И чем-то сейчас напоминают те мои блуждания по "внутренностям" подводного исполина некоторую растерянность флотского руководства по поводу судьбы "Тайфунов", которая наблюдалась еще несколько лет назад. С одной стороны, корабли еще вполне можно модернизировать - корпуса еще чуть ли не в идеальном состоянии. Многие общекорабельные системы еще в строю, несмотря на солидный уже возраст. Но системы ракетного пуска, да и сами ракеты, устарели, содержание исполинов даже у пирса стоит неимоверных денег, а их, как обычно, нет.

По-моему, наши флотоводцы вздохнули с облегчением, когда пришла весть о решении оставшиеся "Тайфуны" все-таки утилизировать. Не по карману оказались... Но принятая ныне концепция развития Военно-морского флота, как и существующая морская политика государства в целом, как отмечают многие военные аналитики, от утилизации "Тайфунов" не пострадают. В России на очереди ввод в строй строящихся в Северодвинске новейших стратегических атомоходов проекта "Борей" и многоцелевых атомных подлодок проекта "Ясень". Жизнь продолжается.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *