"Дети – детям" на телефоне доверия

Подростка от суицида могут спасать сверстники

Давно известно, что проблема, которая взрослому человеку может показаться незначительной, для подростка превращается в психологический тупик, из которого, как ему представляется, нет выхода. А некоторых, особенно чувствительных, может просто довести до самоубийства. Психологи попробовали найти новый подход к решению проблем подросткового суицида.

В поселке Павлоградский Омской области был обнаружен повесившийся 13-летний подросток. В оставленной предсмертной записке он сообщил, что уходит из жизни из-за чувства вины — ведь из-за его шалости оказалось нарушенным водоснабжение дома, где жили его родители.

Подобная трагедия едва не случилась в деревне Антоновка Бежицкого района Брянской области. Там, едва успели вынуть из петли 12-девочку, тут же отправленную с диагнозом — асфиксия в областную больницу. В области это уже пятый случай удавшихся и неудавшихся попыток подросткового суицида. Так, другая школьница, 14 лет, проживающая в городе Севске, поссорилась с мамой из-за невыполненного задания по истории. Итог — 6 выпитых таблеток обезболивающего препарата и госпитализация в реанимацию. Хорошо еще, что под рукой у девчонки не оказалось таблеток "покрепче". Накануне этого происшествия в селе Селечня Суземского района повесился на турнике возле своего дома 15-летний девятиклассник местной школы. А в селе Унеча на трубе отопления повесился 12-летний школьник.

В подобных случаях, обычно постфактум, говорят: "Ну почему рядом не нашлось никого, кто мог бы отговорить детей от фатального поступка?" Одним из возможных способов решения проблемы является организация службы специализированной экстренной психологической помощи детям — Детский телефон доверия. Организованная в 2010 году, она имеет единый федеральный (и бесплатный для звонящих из любого места абонентов) номер 8-800-2000-122. На первое апреля 2013 года к единому номеру уже подключено 232 организации во всех субъектах Российской Федерации. Правда среди них только 101 служба (43,5 процента от общего количества) работает в круглосуточном режиме. Кстати, 17 мая отмечается Международный день Детского телефона доверия.

Читайте также: В росте числа детских суицидов обвинили Сеть

Московские сотрудники этой благородной организации решили отметить свой профессиональный праздник заслуживающим пристального внимания экспериментом. Одно из профильных учреждений по этому направлению, Московский городской психолого-педагогический университет, проводит сегодня, 17 мая акцию "Дети — детям". Отвечают на звонки юных граждан страны их же сверстники.

По словам представителей Департамента образования Москвы, подобный опыт хорошо востребован — как со стороны помогающей, так и принимающей помощь. Подростки, проходящие предвузовскую подготовку в МГППУ, будущие психологи, получат не только знакомство с будущей профессией — но и пройдут неоценимую практику. Заодно оценят свои силы — а правильно ли они выбрали свой жизненный путь?

Еще более ценна такая помощь нуждающимся в понимании, утешении, поддержке детям. Собственно говоря, скажем прямо — на такие телефоны те, кто имеет доверительные отношения с любящими родителями, не звонят. А вот когда отношения в семье натянуты, или же просто в силу переходного возраста юным кажется, что родители их не понимают — тогда и возникают многие серьезные проблемы. Еще хуже, когда школьники начинают относиться ко всем взрослым — в том числе, и к учителям с позиции — вы меня не понимаете. Несложно догадаться, что столь же натянутым может быть отношение и к психологу — если тот намного старше ребенка.

Даже необходимость обращаться к дяде или тете на Вы может воздвигнуть непреодолимый барьер на пути оказания помощи мятущейся детской душе. И совсем другое дело, если на другом конце телефонного провода такой же мальчишка или девчонка, как и тот, кто им звонит. Да, у них еще недостаточно профессиональных знаний — но в особо сложных случаях рядом все равно находятся дипломированные специалисты. Но разве только знания и опыт нужны в работе службы, ключевым содержанием которой является именно "доверие" — которое гораздо лучше устанавливается при общении с такими же, как ты сам?

Так что практика московских психологов по привлечению к оказанию помощи подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации их сверстников, однозначно заслуживает внимания и одобрения. Другое дело, что в ближайшее время она вряд-ли будет широко использоваться.

И дело тут не только в некой косности, недостатке финансирования и прочих подобных причинах. Дело в самих юных психологах — тех же детях. Работа антикризисных телефонных служб не только благородна — но и трудна. И к ней, в значительной мере, применим один из основных символов медицины — горящая свеча в обрамлении девиза: "Светя другим — сгораю сам". Руководители подразделений психологов, оказывающих помощь, скажем, жертвам катастроф, терактов, ДТП и тому подобного, с грустью отмечают, что минимум десятой части их подчиненных после проведенной работы самим требуется помощь коллег — они просто "выгорают", пытаясь облегчить человеческие страдания. А если помощь оказывается юным человеком, у которого и собственная психика еще не вполне окрепшая? По плечу ли ему будет такая ноша — да еще и на постоянной основе?

Так что, к широкому внедрению методики "Дети — детям" от уровня акции до уровня стабильно действующей службы еще немало препятствий. Но начинание, безусловно, заслуживает пристального внимания. И, как бы там ни было, но общефедеральный единый "Детский телефон доверия" с запоминающимся номером 8-800-2000-122 всегда готов придти на помощь тем ребятам, которым тяжело на душе и не видится выход из сложной ситуации.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить