Юридическая ответственность за бомжевание не предусмотрена

Законы для бомжей не написаны

В Ставропольском крае в начале мая полиция провела рейд по выявлению бездомных и бродяг. По сообщению пресс-службы Ставропольского краевого управления МВД России, была проведена трехдневная операция "Бомж", в ходе которой сотрудники полиции проверили 171 садоводческое товарищество, 135 дачных и коттеджных поселков, свыше 1000 животноводческих точек, были выявлены более сотни бездомных граждан. Под контроль поставлены рынки, вокзалы, пункты приема цветных металлов.

Впрочем, в сети сотрудников МВД попали не только бомжи, но и правонарушители с более солидным статусом. Всего задержано около полутора тысяч человек, новая информация появилась по 56 ранее приостановленным уголовным делам.

Выявленные 114 бездомных дактилоскопированы, результаты занесены в полицейскую базу данных. 24 человека получили направление в Государственное бюджетное стационарное учреждение "Свистухинский центр", занимающийся социальной реабилитацией бродяг.

Надо заметить, что проблему бомжей пытаются решить не только на Ставрополье. Например, в Татарстане, где в этом году пройдет Универсиада-2013, законодатели и правоохранители решили совместно разобраться в этом вопросе. Вывод республиканской прокуратуры неутешителен — в административном (не говоря уже об уголовном) законодательстве ни одной внятной и действенной меры, позволяющей привлечь гражданина за антисоциальный образ жизни, не предусмотрено.

Читайте также: Увеличительное стекло взрослой жестокости

В итоге республиканские депутаты приняли паллиативное решение — установить ответственность за навязчивое попрошайничество, предусматривающее штраф от 100 до 500 рублей, а при повторении таких действий в течение года — до 5 тысяч. Непонятно только, где бомжу брать такие деньги? Продолжать просить милостыню с табличкой "Подайте на оплату штрафа"? А ведь можно было предусмотреть для таких случаев законные способы заработка или его замены личным трудоучастием, пусть даже в виде принудительных работ под административным арестом.

Реально действенные меры с целью решить проблему "бездомных-беспаспортных-безработных" находятся лишь в стадии разработки. Причем, процесс этот идет уже восьмой год, именно столько в недрах Госдумы лежат два проекта федеральных законов: "Об ограничении бродяжничества, социальной поддержке бездомных граждан и ресоциализации лиц, занимающихся бродяжничеством" и "О внесение изменений в отдельные законодательные акты". За это время состав народных избранников сменился уже трижды, а воз, как говорится, и ныне там.

Между тем, эти законопроекты содержат ряд мер, способных сдвинуть проблему с мертвой точки. В первую очередь, возможность принудительно направлять лиц без определенного места жительства в реабилитационные центры, по образцу "лечебно-трудовых профилакториев" в советские времена. Там бомжам будут создаваться все условия для социальной реабилитации: помощь в трудоустройстве, поиске жилья, при необходимости — переквалификация, психологическое консультирование. Возвратится бывший бродяга к нормальной жизни — отлично. Нет — ему опять будет "светить" помещение в упомянутый центр — теперь уже сроком на год.

Читайте также: Кого защищать: собак или людей?

Во многих регионах для таких мер хватает и существующих возможностей. Например, в Москве в двух Центрах социальной адаптации "Люблино" и "Филимонки" чуть меньше полутора тысяч мест, при том, что согласно переписи населения 2010 года в столице было зафиксировано около 6 тысяч бродяг. Коренные москвичи среди них составляют всего десятую часть, 70 процентов — из других регионов России, и 20 — иностранцы, обычно из "ближнего зарубежья".

Понятно, число мест в "пансионах для бомжей" вчетверо меньше их общего числа. А срок пребывания там ограничен максимум годом. Но ведь указанные центры и не должны быть пансионами пожизненного содержания, но лишь местами, в которых опустившимся гражданам дают путевку в нормальную жизнь. Но они в большинстве не хотят в эту жизнь возвращаться, продолжая вести асоциальную жизнь на улице.

Между тем, в отличие от законодательных норм советских времен, предусматривавших ответственность и за бродяжничество, и за тунеядство, современные российские законы к бомжам более, чем либеральны, что, понятно, не может привести к ликвидации этого позорного явления.

Конечно, проблему можно попытаться решить и "явочным" порядком по примеру Ставрополя: при наличии базы отпечатков пальцев бомжей, их в течении некоторого времени можно будет задерживать за совершение повторных мелких краж — тех же канализационных люков, цветных металлов, "промысла" на пустых дачах и т. д. А затем отправить "в места, не столь отдаленные". Но сторожить мелких правонарушителей как серьезных преступников — не слишком ли расточительно? Куда дешевле и эффективнее развернуть сеть упомянутых лечебно-трудовых профилакториев и дать шанс бродягам изменить свою жизнь, избавив добропорядочных граждан от весьма неприятного соседства.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить