Когда долго вглядываешься в бездну…

Японскую мангу "Тетрадь смерти" на мыло?

Общественная организация "Уральский Родительский Комитет" обратилась с открытым письмом к президенту России — с просьбой запретить распространять в России японскую мангу (комиксы) и видеопродукцию, созданную на ее основе, под названием "Тетрадь смерти". Но только ли злосчастная манга-анимешка виновата в разрушении психики подрастающего поколения?

"Такая литература, если она попадает в руки к подростку с достаточно неустойчивой психикой, а подростки именно такие, может навредить ему. Она обладает в какой-то степени даже гипнотическим эффектом, ведь вопросы смерти всегда завораживают. Эти комиксы подпитывают интерес детей к теме ухода из жизни", — говорится в письме родителей.

Члены организации в подтверждение тезиса об опасности указанной продукции приводят случай в Академическом районе Екатеринбурга, когда выбросилась из окна 15-летняя девушка, в комнате которой были найдены все 4 тома "Тетради смерти".

Читайте также: Откровенными книгами для детей занялся СКР

"Данные книги Следственным комитетом направлены на экспертизу. По результатам психологического исследования литературы "тетрадь смерти" сделанными в процессе тщательного изучения педагогами-психологами и, кандидатами психологических наук, по просьбе Общественного Фонда "Уральский Родительский Комитет", эти книги признаны ими как литература негативного содержания, которая может спровоцировать неадекватные поступки и действия со стороны подрастающего поколения, при условии нахождения их в состоянии депрессии, подавленности, изоляции", — отмечается в обращении .

Можно заметить, что проблемы с вышеупомянутыми "тетрадями", серией комиксов и аниме, существуют не только в России. В Китае это японское творчество вообще запрещено — а в ряде американских штатов школьная и университетская администрации ведут с изложенными там идеями непримиримую борьбу.

"Тетрадь смерти" ставшая культовой японская манга, придуманная Цугуми Обой и нарисованная Такэси Обатой, а также выпущенные на её основе анимационные сериал и фильмы, игровые фильмы, лайт-новел и видеоигры. В основу сюжета легла философская идея: "Можно ли добиться блага для одних людей путем убийств других?". Автор придумал оригинальную историю, в которой отражается суть того, что бы могло быть с миром, если бы человек мог безнаказанно убивать одних людей, чтобы сделать лучше жизнь других. Цугуми Ооба рассматривает реакцию как самого убийцы, его мотивы и желания, так и реакцию общества на действия убийцы.(примечание ред.)

Кстати, считать первооткрывателями этих идей писателя Цугуми Оба и художника Такэси Обата будет не совсем правильно. Тетрадка, записав в которую имя любого человека, можно его убить на расстоянии, магическим способом, упоминается еще в пьесе всемирно известного французского писателя Альбера Камю "Осадное положение". Там у секретарши захватившего испанский город Кадис Чумы как раз и находится волшебная тетрадь, любой записанный в которую человек тут же умирает.

Впрочем, произведение великого философа-экзистенциалиста являлось злой пародией прежде всего на фашистско-тоталитарные порядки, по степени опасности сравнимых со смертельной болезнью. Японские же авторы создали собственный мир, населенный не только людьми, но и сверхъестественными существами, "Богами Смерти". Последние больше всего напоминают обычных демонов — впрочем, не лишенных определенных слабостей и даже некоторых достоинств.

Однако они далеко не бессмертны — и единственный способ для этих богов продлить свое существование — это забрать остаток жизни у убитых ими людей. Для чего и используются "тетради смерти", записи в которые имен тех или иных лиц неизбежно приводят к быстрой смерти последних. По умолчанию — из-за сердечного приступа, но если владелец тетради захочет проявить фантазию, прописав условия гибели жертвы — она может быть и более изощренной.

Как водится в жанре приключенческой литературы, иногда смертоносные тетрадки попадают из мира упомянутых "богов"-демонов в руки отдельных людей — ну, а потом и начинается самое интересное. В смысле — как поведет себя человек, если узнает, что может совершенно безнаказанно убить любое количество сограждан, не прилагая к этому никаких усилий, кроме обычных записей в роковую тетрадь.

Самое печальное, что не только героияпонских комиксов, но и их реальные почитатели, как правило, не выдерживают испытания даже виртуальной властью над жизнью и смертью себе подобных. Все упомянутые чуть выше скандалы и в Китае, и в США были вызваны как раз ростом настоящего нездорового культа фанатов японского цикла — выражающегося в обзаведении личными "тетрадями смерти". В которые недоросли прилежно записывали имена своих недругов — сверстников, учителей, да, в общем, кого угодно. Тем самым, расписываясь в своей готовности, как минимум, радоваться их смерти. И, надо думать, если бы возникла возможность избежать наказания за убийство — такие "тетрадочники" вряд-ли долго колебались с его выполнением.

Тем не менее, обвинение уральских общественников скандального сериала из страны Восходящего солнца в пропаганде самоубийств вряд-ли можно считать серьезно обоснованным. Как можно заметить из вышеприведенных данных, пропагандируется в этом творчестве, скорее, культ убийства — а не суицида. Тем более, малообоснован упрек "Тетрадям смерти" в неком квази-религиозном учении о продолжении жизни после смерти — для чего, якобы, и нужно умереть. Дело ведь обстоит с точностью до наоборот — герои комиксов убивают, чтобы самим пожить подольше.

А отдельные и противоречивые короткие отрывки на тему посмертного существования явно не тянут на сколь-нибудь целостную суицидальную философию. Так, в одном месте авторами утверждается, что после физической смерти наступает небытие (в духе самых правоверных материалистических убеждений), в другом — что владельцы "тетрадей смерти" после завершения земной жизни не попадут ни в рай, ни в ад. Но, право, этого, наверное, недостаточно, чтобы подростки бросались с крыш высотных зданий в надежде обрести лучшую посмертную долю.

Тем не менее, личное мнение автора данной статьи — если "Тетради смерти" все же будут запрещены в России, пусть и под довольно сомнительным предлогом — это, действительно, отразится на нравственности и духовной безопасности юных россиян самым лучшим образом. Ведь и без японской культурной экспансии, в общественных настроениях не то, что подростков — но и взрослых людей гуманизм занимает не самое первое место. Ну что часто можно услышать в качестве реакции на какой-нибудь допущенный другими проступок? "Сталина на них нет!" — а то и, вообще, кровожадное "стрелять таких надо!". Собственно, опросы общественного мнения до сих пор показывают, что мораторий на смертную казнь — большинство граждан не поддерживают.

Да даже если посмотреть на историю с "Тетрадями смерти" — что вызвало возмущение родительской общественности? То, что их детишки упоенно играли в мир, где можно безнаказанно совершать убийства всех, кто тебе не понравился — и даже просто так, ради интереса, из-за скуки? И сладострастно записывали в собственные заветные тетрадки имена тех, кто по их мнению, недостоин жить? То есть, отличались от настоящих убийц лишь тем, что не воплощали в жизнь свои фантазии. Увы, как раз это реального беспокойства граждан за нравственное состояние своих чад не вызывало. Это ж не порнография или расчлененка, что на такие безобидные шалости внимание обращать?

А вот когда почитатели японских комиксов стали кончать жизнь самоубийством — тогда люди и забили тревогу. Хотя удивляться тут особо нечему. Нельзя находить упоении в страстном пусть даже только желании зла другим — самому оставаясь добрым. Такое зло разрушает своего обладателя даже без воздействия внешних факторов. Как писал другой известный философ, Фридрих Ницше, "когда долго вглядываешься в бездну — бездна начинает вглядываться в тебя". И тогда падение в нее — только вопрос времени.

Так что, хотя о гипотетическом запрете "Тетрадей смерти" (если он, вообще, возможен реально, ввиду развитых интернет-технологий) жалеть не стоит — но для эффективной защиты нравственности подрастающего поколения этого совершенно недостаточно. Менять надо саму общественную психологию — чтобы использование хоть "тетрадей смерти", хоть пистолета или ножа, за исключением случаев защиты Родины или сограждан от преступников, вызывало в душах людей лишь стойкое отвращение, а не нездоровые мечты о возможности совершать безнаказанные убийства для собственного личного комфорта.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить