Новые догадки о краже картин в Роттердаме

"Кража века" приподнесла новые версии

Ограблением века назвали нашумевшую в прошлом году кражу картин Пикассо, Матисса, Гогена и Моне в голландском городе Роттердаме. Поразительными стали как сама кража, выполненная профессионалами, так и отсутствие на протяжении столь долгого времени реальных следов похищенных полотен. Громкое дело не перестает волновать мир искусства, в котором то и дело всплывают новые догадки по поводу преступления. Но станет ли известной судьба картин великих мастеров, заставившая вновь задуматься о безопасности шедевров в музеях?

Ограбление выставочного центра "Кюнстхал" (Kunsthal) в октябре прошлого года стало крупнейшим в Голландии за последние 20 лет. На этот раз преступникам удалось беспрепятственно вынести следующие полотна: "Голова Арлекина" Пабло Пикассо, "Читающая девочка" Анри Матисса, "Мост Ватерлоо" и "Мост Чаринг-Кросс" Клода Моне, "Женщина перед открытым окном" Поля Гогена, а также "Автопортрет" Мейера де Хана и "Женщина с закрытыми глазами" Люсьена Фрейда. По оценкам экспертов, украденные полотна оцениваются в сотни миллионов евро.

Стоит отметить, что "Кюнстхал", где произошла кража, не имеет постоянной коллекции, а выставляет частные собрания произведений искусства. Похищенные полотна принадлежали частной организации Triton Foundation и были частью масштабной выставки "Авангард", приуроченной к 20-летию галереи. Картины были застрахованы на 18 миллионов евро. Всего на выставке было представлено более 150 работ, в том числе, работы Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Пита Мондриана, Василия Кандинского, Поля Сезанна и Энди Уорхолла.

Читайте также: Футбольного босса впутали в "ограбление века"

Неизбежно возникает вопрос, как такое преступление стало возможным в музее, оснащенном самой современной системой безопасности? Дело в том, что система полностью автоматизирована и управляется из внешнего центра. В самом музее ночью сотрудников не остается, а значит, отсутствует так называемый второй круг безопасности, который позволяет задержать уже проникших в здание злоумышленников. Именно поэтому преступникам и удалось беспрепятственно бежать с награбленным еще до приезда полиции.

Несмотря на то что сразу не удалось установить даже точное время преступления, высказывались версии от позднего вечера до раннего утра, постепенно дело начало проясняться. Так, в начале текущего года по подозрению в причастности к краже картин в Бухаресте были арестованы трое граждан Румынии. При этом румынская полиция сообщила лишь, что "проводила операции в связи с кражей картин в Нидерландах". Но от предоставления какой-либо информации о подробностях задержания органы правопорядка отказались. Со своей стороны Нидерланды потребовали от Румынии выдать трех арестованных, и помещенные под предварительный арест на 30 суток Михай Биту, Еуджен Дарие и Раду Догару предстали перед голландским правосудием. Спустя несколько месяцев поисков полиция Нидерландов объявила о задержании еще одной участницы ограбления. Ею оказалась 19-летняя румынка, которая, по данным полиции, помогла ворам спрятать украденные из художественной галереи картины.

Но несмотря на то, что следствию удалось выйти на предполагаемых исполнителей преступления, группу граждан Румынии, о местонахождении похищенных шедевров информации по-прежнему нет.

Стоит отметить, что, по одной из первых версий следствия, преступники, похитившие картины, могут быть причастны к наркоторговле. В частности, кражу связали с обнаружением в Нидерландах партии бананов с кокаином. По мнению органов правопорядка, украденные картины могли быть использованы для расчетов между наркодилерами.

Контейнеры с бананами и спрятанным среди них кокаином были конфискованы за четыре дня до ограбления музея в результате совместной операции бельгийской и нидерландской полиции. Груз был обнаружен в порту Антверпена на борту судна, перевозившего партию бананов из Эквадора. В официальном заявлении сотрудник полиции Кремерс отметил, что "за 20 лет на этой работе" он "видел не одно подтверждение тому, что наркотики и произведения искусства переправляются по одним и тем же каналам".

Наконец, начали появляться и следы самих похищенных шедевров. Так, Петре Кондрат, один из фигурантов дела о краже картин, сообщил, что видел два похищенных полотна в Румынии. По данным адвоката обвиняемого, его подзащитного пытались привлечь к посредничеству при продаже злополучных полотен. "Мой клиент видел две картины, когда один человек предложил их продать потенциальному покупателю — Константину Динеску, владельцу картинной галереи в Бухаресте", — сообщил адвокат. По его данным, встреча, дата которой не указывается, проходила в доме Динеску в присутствии искусствоведа, Кондрата и продавца картин. Ранее к Кондрату якобы обратился другой фигурант дела — его друг детства Раду Догару — с просьбой найти покупателя для картин Матисса и Гогена, не уточнив при этом, что они краденые.

Стоит отметить, что обычно судьба картин после кражи развивается по одному из трех возможных сценариев: черный рынок, частные коллекции или картины могут быть просто уничтожены, если их никто не покупает. При этом полотна, которые слишком известны, чтобы быть проданными в Европе, сбываются в страны Персидского залива. Нередко для заключения сделки используются обыкновенные онлайн-аукционы.

Читайте также: Винсент Ван Гог. Тихие воды глубоки

На протяжении последних нескольких лет Центральное управление по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей занимается базой данных Treima, в которой содержатся 80 тысяч изображений пропавших произведений искусства. Помимо похищенных шедевров, в каталоге содержится еще 34 тысяч предметов из 115 стран. Только в истории голландских музеев такие кражи случаются с незавидной регулярностью. Так, не менее громкая кража произведений искусства в Нидерландах произошла в 1991 году, когда из музея Ван Гога в Амстердаме было похищено 20 картин. К счастью, в том случае полиции удалось поймать преступников и вернуть полотна. В 2002 году были украдены 400 картин современного экспрессиониста Карела Аппеля, которые везли на выставку. И только в начале этого года работы были случайно обнаружены на складе в Великобритании. При этом сам художник, умерший в 2006 году, не дожил до этого момента. Пропажа оказала сильное влияние на его психологическое состояние в последние годы жизни.

Всего за последние 23 года в Нидерландах были украдены 482 полотна, большинство из которых до сих пор не найдены, и будет ли успешным финал у этой истории пока так и остается загадкой.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Юлия Чмеленко
Юлия Чмеленко — журналист, искусствовед, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру