Бесполезные обязанности офисного планктона

Лишние люди отдыхают в шопе

Интересно, чувствуете ли вы себя на работе лишним человеком? Считаете ли вы, что могли бы делать в своем офисе или на производстве гораздо больше, чем делаете, но вам своей управленческой неуклюжестью начальство не дает это делать? Так вот, согласно исследованиям социологов, значительное число россиян ответило бы на этот вопрос утвердительно.

В Архангельске провели социологический опрос и весьма неожиданно выяснили, что каждый третий работник архангельских компаний вынужден выполнять бесполезные обязанности. Как сообщает архангельское агентство Rusnord. Ru, согласно данным опроса, большинство признаются, что никому не нужная работа преследует их ежедневно. Так, по словам половины из них, на бестолковые задачи уходит от 40 минут до двух часов в день!

По данным агентства, чаще всего бесполезную работу вешают на линейных менеджеров и руководителей среднего звена -- 56 и 45 процентов соответственно. На выполнение ненужной работы, по данным исследований, больше других тратят свое драгоценное время чиновники, менеджеры, медики, юристы и маркетологи. В основном работники жалуются на составление массы отчетов, которые затем не используются, бесконечные совещания и внезапные поручения начальства.

В частных компаниях хорошо просматривается еще одна тенденция. Чем больше сотрудников в организации, тем больше ненужной работы выполняет каждый из них. 75 процентов респондентов, занимающихся бесполезной работой, указали, что сообщали руководству о своей проблеме, однако большинству это не помогло: начальство посчитало, что, несмотря на кажущуюся бессмысленность, решать такие задачи все-таки нужно (52 процента). Каждого пятого не восприняли всерьез (21 процент) и 15 процентов убедили в том, что они не правы!

Как пишет Rusnord. Ru, только один процент (!) всех опрошенных работников был освобожден от выполнения бесполезных обязанностей после того, как руководство было поставлено в известность. Большинство же столкнулось с тем, что начальство признавало бессмысленность их труда, но все равно считало его обязательным. 21 процентов указали, что их слова не были восприняты всерьез.

Подобные исследования проводились и в других провинциальных регионах России и их результаты очень напоминают вышеописанные. Кстати, больше всего тех, кто искренне считает, что значительную часть служебного времени проводит в совершенно (с их точки зрения) бессмысленных занятиях и упражнениях, среди военнослужащих.

А вот среди промышленных рабочих, занятых на частных и государственных предприятиях у станка, таких всего лишь десятая часть от всего числа опрошенных, то есть сравнительно немного. Более того, до трети рабочих считают свои полагающиеся нормы выработки чересчур высокими, и для их выполнения порой недостаточно бывает штатной длительности рабочего дня.

Надо сказать, находчивые работники, которые чувствуют свою ненужность на работе, с успехом используют как бы свободное рабочее время для совершения покупок в магазинах, чтения книг и прогулок по интернету. Вспоминается меткий сюжет из популярного комедийного сериала, состоящего из убойных короткометражек. Толпа офисного планктона при галстуках в кабинете шефа в голос возмущается системным администратором: Да он! Да мы! Произвол! Нарушение прав человека!. Усталый шеф безнадежно машет рукой и с гримасой говорит сисадмину: Да черт с ними. Дай ты им доступ к "Одноклассникам"!. Можно сказать, срисовано с натуры.

Время, конечно, меняется, в каждой эпохе свои реалии. Но вот нашлась в моем рабочем блокноте такая статистика. Во времена правления Генсека КПСС Юрия Андропова, в начале 80-х годов прошлого века, практиковалась выборочная, а то и тотальная проверка присутствия трудящихся на своих рабочих местах. Советская власть таким образом как бы боролась за трудовую дисциплину (люди постарше ту эпоху помнят).

Так вот, иной раз группа людей в стандартных пиджачках включала в кинозале свет на дневном сеансе и пересчитывала зрителей, попутно выясняя их место работы. О чем на эту самую работу, естественно, сообщалось. Ежели зритель был во время проверки не в отпуске и не в отгуле, ему влетало почем зря. В эпоху, так сказать, беспросветной гласности, уже при Генсеке Михаиле Горбачеве, некоторые данные таких проверок публиковались и в прессе.

Читайте также: Наведен порядок в сфере удаленной работы

У меня есть вырезка из одной суперпопулярной тогда газеты с такими вот поразительными данными. Во время проверки дневного киносеанса в Ярославле летом 1983 года из 39 обнаруженных там зрителей (не находившихся в отпусках и отгулах) шесть оказались различными штатными работниками горкомов и райкомов партии и комсомола, шесть сотрудниками государственных учреждений (впрочем, тогда других и не было), 11 школьниками, пять работниками правоохранительных органов (причем два милиционера в тот момент числились патрульными по городу). Семеро из проверенных находились на больничном, нашлось и четверо пенсионеров, коих отпустили восвояси. Во как!

Есть и такие цифры, уже сегодняшние. Из десяти сотрудников, отловленных начальством в магазинах в рабочее время, восемь заявили, что они тут отдыхают от работы. Ну что ж, иному сотруднику где же еще отдохнуть, как не в шопе… Ситуацию комментирует "Правде.Ру" психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев:

"Не нужно удивляться данным социологов. Они верны, на мой взгляд. Увы, со времен царя Гороха у нас такой менталитет. Нет, мы народ не ленивый, отнюдь. Скорее даже наоборот, поверьте — мы народ достаточно трудолюбивый. Но вот понятие халява во многих из нас все-таки живет. В начале 90-х годов прошлого века нашу группу психологов пригласили разобраться с критическим падением производительности труда в одном из подмосковных НИИ, существовавший чуть ли не полвека. То есть конструктора не успевали изобретать и делать чертежи, стенографистки зашивались с материалами, а один из начальников отделов даже слег с инфарктом. Число "заболевших" выросло в разы.

А за несколько месяцев до этого в НИИ нагрянул модный специалист из США, призванный как раз поднять на недосягаемую высоту эту самую производительность труда (тематика исследований в этой конторе была не секретной, с оборонкой не связанной), дотянуть ее как бы до американской. Опытный (по рекомендациям) заокеанский спец велел разрушить перегородки между кабинетами, получился один огромный зал, где все и трудились друг у друга на виду.

Пару недель поизучав ситуацию, мы рекомендовали директору НИИ или вообще восстановить отдельные кабинеты, или отгородить сотрудников друг от друга хотя бы ширмами. Остановились на последнем варианте, он был дешевле. И что вы думаете — работа в институте восстановилась, все остались довольны.

Все просто: техническое творчество (как и любое другое) — процесс индивидуальный, к такому наши люди просто-напросто привыкли с советских времен, когда отдельный кабинет был как бы признаком высокого профессионального положения… И народ, как и в советские времена, перестал жаловаться на бессмысленность труда, на усталость и так далее. Так что не все, к чему американцы привыкли (а там работники многих фирм действительно работают в одном общем зале), подходит и нам.

Этим можно частично объяснить и то, что некоторые сотрудники считают некоторую часть своей работы бессмысленной. Согласно статистике, люди, которые сидят в отдельных кабинетах или хотя бы отделены от своих коллег ширмой, меньше негодуют на то, что им приходится заниматься бесполезной работой… Социология и психология все таки — точные науки!".

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить