Врачебная тайна бережет водителей-наркоманов

Люди, страдающие некоторыми заболеваниями, не должны садиться за руль: это опасно и для них, и для окружающих. Это очевидно, но эффективная система контроля за такими эксцессами все еще не разработана. Сохранение врачебной тайны часто мешает этому, и отдельным правоохранителям приходится решать проблему, как говорится, в "ручном режиме".

В Оренбургской области Прокуратура занялась важным делом — лишением водительских прав граждан, страдающих наркотической зависимостью и психическими заболеваниями. Правда, процесс этот идет с переменным успехом. Так, если в Новорском районе местный суд по искам районного прокурора лишил возможности управления автомобилем шестерых граждан, находящихся на учете у психиатра и нарколога — то в Адамовском районе дело пошло со скрипом. Главврач ЦРБ отказался предоставлять запрошенную информацию, ссылаясь на необходимость сохранения врачебной тайны.

Впрочем, долго выдерживать схватку с серьезным правоохранительным ведомством ему не удалось — прокуроры сослались на закон о своем ведомстве, предусматривающий обязательные ответы на их запросы. А руководителю здравоохранения даже пришлось отвечать по ст. 17.7 КоАП РФ (неисполнение законных требований прокурора), предусматривающей штраф от полутора до трех тысяч рублей.

Вообще, при анализе описываемой ситуации больше всего приходит на ум образчик одесского юмора: "Оба правы". Каждый из фигурантов данной истории защищал закон, который непосредственно касался его сферы. Ведь за разглашение врачебной тайны тоже полагается ответственность. Иногда — даже уголовная, как за обнародование данных о больных СПИДом. И правда — многие ли были бы в восторге, если бы о том, что они недавно пролечились в кожно-венерологическом или психоневрологическом диспансере узнали бы даже соседи — не говоря уже о коллегах по работе, или начальстве?

С другой стороны, совершенно права и Прокуратура. Правда, ей тоже не позавидуешь — ведь ее действия хоть формально и законны, но описываются словами "в ручном режиме". То есть, правоохранители вынуждены проявлять инициативу там, где существует колоссальный пробел в законодательстве.

Ведь каким образом вообще происходит медицинское обследование водителей? Первый, и фактически, последний раз оно проводится перед получением кандидатом водительских прав — обычно, накануне обучения в автошколе. Нет, теоретически, каждый "работник баранки" должен проходить переосвидетельствование каждые 3 года. Вот только о серьезной проверке наличия свежей медсправки законодатели, увы, не позаботились.

Читайте также: Подростки за рулем, или Обезьяна с гранатой

Ее будут требовать при пересдаче экзамена после лишения прав, в случае их восстановления после утери, и еще в некоторых подобных нечастых случаях. Пару лет назад ГИБДД даже отменило предъявление этого документа при очередном техосмотре. Ну, а иметь его с собой при обычной езде тоже не обязательно — просьба предъявить эту справку сотрудником ГИБДД вполне оправданно воспринимается водителями и адвокатами, как "беспредел". Ведь в Правилах дорожного движения данная бумага не перечислена в ряду других, которых обязан иметь при себе человек за рулем.

Таким образом, медицинское освидетельствование для последних превращается в некое подобие "диплома" или "аттестата об окончания средней школы". Один раз получил — и достаточно. А что через несколько лет знаний никаких не осталось — это вопрос второстепенный. Конечно, водителей серьезных автопредприятий проверяют не то, что раз в три года — но перед каждым выездом. Не комиссией квалифицированных специалистов, разумеется — но даже опытный фельдшер, увидев те или иные угрожающие симптомы, как минимум, не выпустит такого человека в рейс. А при необходимости пошлет на внеочередную медицинскую комиссию в поликлинику.

Беда только в том, что комиссий таких развелось в последнее время немеренно. И соответствующие справки они штампуют, как горячие пирожки. Нет, это не означает, что тамошние доктора ставят свои подписи, вообще не осматривая посетителей. Просто для установления многих диагнозов едва ли не решающее значение имеет "анамнез" — история жизни и болезней того или иного человека.

Рассмотрим, такой пример. Автомобилист, честно пройдя свое первое освидетельствование, потом начал злоупотреблять алкоголем. И в один не очень прекрасный день, после очередной героической попытки "завязать" спустя многодневного запоя, у него закономерно развился "абстинентный синдром", в просторечье — "белая горячка". А с ней, после нескольких дней бессонницы (отек мозга, однако) — наблюдался и приступ судорог. То есть — алкогольной эпилепсии.

Даже один такой эпизод по всем медицинским канонам и инструкциям однозначно требует постановки на диспансерный учет на 3 года. С параллельным запретом на езду. Но лечащий врач-то, вообще, не обязан знать — является ли его пациент водителем. А тем более, разглашать историю его заболевания по собственной инициативе.

Конечно, если водительская комиссия будет проходить в том же лечебном учреждении — она затребует справку о не-нахождении водителя на диспансерном учете. А если экспертиза будет совершаться совершенно другими людьми? При каком-то подозрении они-то могут затребовать такую же справку. Но для подозрения-то нужны какие-то основания! А если человек в день похода в коммерческую поликлинику выглядит, как огурчик, ни на что не жалуется?

Тут может помочь разве что электроэнцефалограмма (запись биотоков нервных клеток, показывающая судорожную готовность мозга) и наблюдение в неврологическом отделении дней 10 — не будет ли приступа? Так, во всяком случае, проходит экспертиза призывников с подозрением на это заболевание. Но обычных то людей поголовно так никто проверять не будет! Больно дорого и долго.

Вот и получают медсправки о допуске к вождению люди, для которых находиться за рулем автомобиля опасно и для их самих, и для окружающих. Можно потерять сознание при приступе той же эпилепсии (а на скорости даже 70 км/час машина ежесекундно проезжает 20 метров), можно направить авто на встречную полосу под влиянием нашептывающих "голосов" при психозе. Кстати, если такой виновник ДТП останется жив — ему с большой уверенностью уголовная ответственность грозить не будет — невменяемость, однако. Для этого адвокаты подсудимого быстренько соберут все необходимые справки.

Вообще, Госдума давно собирается принять изменения в профильный закон — и обязать проходить водителей медкомиссии лишь при государственных лечебных учреждениях. Правда, документ как завис в кулуарах высшего законодательного органа — так все и ожидает своей очереди. Но даже в случае его принятия, все равно больные автолюбители будут иметь огромную и опасную "фору". Переосвидетельствование то необходимо делать раз в три года — а заболеть можно и на следующий день после законного получения вожделенной справки. И продолжать ездить, подвергая опасности свою и чужие жизни, на формально законном основании.

Вот этот-то "гордиев узел" и попытались разрубить оренбургские правоохранители — своими прокурорскими запросами, с последующим обращением в суд для аннулирования водительских прав граждан, которые не могут управлять автомобилем по медицинским противопоказаниям. И, как не хочется их похвалить за очень своевременную инициативу — но ведь отлаженного механизма-то все равно нет!

Должна быть централизованная система диспансерного учета лиц, имеющих противопоказания садиться за руль. Чтобы человек, засветившийся, скажем, на наркомании в каком-нибудь "Усть-Урюпинске", не смог бы получить вожделенную справку в Москве или любой другом отдаленном городе. А его права были бы аннулированы сразу же после постановки на диспансерный учет. Ведь работает же такая система со всеми травмами и ранениями — о них дежурные врачи обязаны тут же сообщать в райотдел милиции. А вдруг криминал? А вот о лицах, представляющих за рулем потенциальную угрозу большую, чем даже злостные хулиганы, никто никому сообщать не обязан — разве что, по прокурорскому запросу.

Так что пока нам всем остается уповать лишь на везение — дабы не встретиться на дороге с водителем, не имеющим права на езду из-за медицинских противопоказаний — но продолжающем ездить из-за зияющих "дыр" в отечественном законодательстве.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру