Кто наживается на бедствиях Сирии сегодня?

Мародеры уничтожают древнюю культуру Сирии

Огромный урон Республике Сирия сегодня наносит не только военное противостояние правительственных войск и группировок, но и вездесущие мародеры, число которых стремительно растет. Атаке подвергаются памятники культуры, заводы, склады с продуктами и товарами. Но кто эти люди, которые занимаются разрушением страны изнутри, что ими движет?

Прежде всего, стоит отметить, что нередко с целью наживы преступники создают опасные инциденты или пользуются происшедшим, усугубляя ситуацию. Так, террористический взрыв на пограничном между Турцией и Сирией переходе Баб Хава может иметь несколько значений и по-разному интерпретироваться. Прежде всего, этот переходный пункт использовался для доставки гуманитарной помощи для сирийцев. Однако именно через этот переход на турецкую территорию из Сирии ввозилась и контрабанда — нефть, газ и другие ценные товары, в обмен на оружие.

На данный момент сирийская сторона предъявляет Турции обвинения в разграблении предприятий и заводов Алеппо и других городов страны. Действительно, в республике вооруженные мародеры разбирают на части государственные и частные предприятия, растаскивают сельхозтехнику и хлеб. Только в Алеппо убыток от грабителей уже составил 200 миллиардов сирийских лир. По имеющимся данным, боевики из террористической группировки "Таухид" полностью разобрали на части сирийское сахарное предприятие. Этот завод перерабатывал примерно 400 тысяч тонн сахарной свеклы в год, которую на своих полях выращивали местные крестьяне. Доведенные до отчаяния местные жители предпринимали попытки оказать вооруженное сопротивление грабителям, но безуспешно. Преступники также захватили склад одной из крупных фармацевтических компаний и затем перепродали его обратно бывшим владельцам.

Процветает мародерство и на севере Сирии. Там разграблены уже тысяча предприятий, террористы спиливают станки и оборудование и продают награбленное за десятую часть его стоимости. Ущерб от такого "бизнеса" оценивается в 50 миллиардов долларов. Ожесточенная борьба идет за нефтяные скважины страны. Так, запылали нефтяные скважины в провинции Дейр аль-Зор, большая часть которой находится в руках повстанцев. Как известно, санкции, введенные Европейским Союзом против Сирии два года назад, положили конец экспорту нефти. Но, несмотря на непрекращающиеся боевые действия, добыча нефти, по словам местных жителей, в некоторых районах продолжается, и повстанцы ведут торговлю с местными органами власти, позволяя поставлять ее в контролируемые правительством районы.

Читайте также: Сирийские повстанцы — партизаны, террористы?

В борьбе за награбленное мародеры нередко убивают и друг друга, пытаясь завладеть наиболее перспективными в экономическом плане объектами. Например, в бою за награбленное погиб сирийский командир повстанцев Абу Ламиль. Мотивом для убийства послужил захват его подразделением большого склада листовой стали в Алеппо.

Лейтенант повстанцев Абу Исмаэл, который до начала военных событий вёл успешный бизнес, утверждает, что грабежи и разборки стали нормой. Эта проблема особенно остра в Алеппо. Дело в том, что многие батальоны повстанцев, вошедшие в город прошлым летом, пришли из сёл и деревень. Это были бедные крестьяне, которые несли с собой многовековую ненависть к более богатым жителям Алеппо. Кода повстанцы вошли в город и начали грабить фабрики и мастерские денежные сбережения иссякли. "Первые полтора месяца повстанцы были едины", — говорит Абу Исмаэл. — Теперь они другие. Теперь здесь есть те, кто лишь грабят и зарабатывают на этом и те, кто ещё воюет".

При этом зачастую командиры оправдывают свои грабежи невозможностью иным способом накормить своих людей. В условиях хаотической военной экономики всё превращается в бартерный товар. Так, подразделение Абу Исмаэла захватило запас дизельного топлива местной школы и каждый день меняло его на хлеб. Поскольку, в его батальоне имелся запас еды и топлива, там было, кому воевать. Командиры повстанцев, которые не могут накормить своих солдат — теряют их: они дезертируют к другим.

Другой военный командир, рассуждая о войне, говорит следующее: "Теперь всё гораздо хуже. Теперь медь и мука — это то, за что бьются командиры, а не освобождение города. Проблема в том, что когда прекращаются бои и освобождается территория, мне необходимы пропитание и боеприпасы, поэтому я начинаю грабить государственные объекты. А когда больше нечего грабить у государства я начинаю грабить у других и я превращаюсь в мародёра".

Стоит также отметить, что правительство Сирии не исключает заинтересованность турецкой стороны в этих грабежах. Ливанский специалист по международному праву также говорит о турецком грабеже, как о военном преступлении и настаивает на том, что все действия должны найти соответствующую оценку со стороны международного сообщества. По его данным, "на территории суверенного государства Сирии происходит системный грабеж и мародерство со стороны другого государства, что противоречит всем принятым международным нормам и конвенциям". В свою очередь, Торговая палата Сирии потребовала, чтобы МИД страны направил по этому поводу письмо в Совет Безопасности ООН и собирается формировать комиссию для расследования грабежей.

Читайте также: Сирийский конфликт разжигает эмир Катара

Необходимо также сказать и об уроне, нанесенном культурным памятникам страны. За несколько дней активных военных действий в городе Алеппо древняя мечеть Омейядов подверглась значительным разрушениям и разграблению. Эта огромная постройка, примерно 706 года нашей эры, считается древнейшей мечетью города. Она входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и выступает образцом средневековой мусульманской архитектуры. На территории мечети хранились бесценные исторические и религиозные памятники. Однако, по многочисленным свидетельствам очевидцев, мечеть не раз грабили мародеры и "черные" археологи, поэтому сейчас о судьбе бесценных экспонатов ничего неизвестно.

Ученый-историк Осман Бадави, член сирийской национального совета, после военных столкновений в городе Мааррет-эн-Нууман сообщил о фактах мародерства и грабежа артефактов музея города. Серьезную тревогу вызывает и состояние древних памятников в городе Пальмира в центре страны. Этот город, расположенный в 240 км от столицы Сирии Дамаска, известен своими величественными памятниками древнеримской архитектуры и входит в Мировое наследие ЮНЕСКО. Сейчас город Тадмор, в котором расположены руины древней Пальмиры, находится в зоне риска разрушений и грабежей мародеров.

По словам председателя союза археологов Египта Абдель Халима Нуреддина, "ситуация с архитектурными памятниками Сирии является позорной для всего арабо-мусульманского сообщества", со своей стороны он активно призывает Лигу арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС) как можно скорее вмешаться в ситуацию. В свою очередь эксперты ISESCO провели собственное расследование и подтвердили факты мародерства .

Таким образом, становится очевидно, что действия мародеров разрушают страну ничуть ни меньше военных ударов. Разворовывая и перепродавая оружие и боеприпасы, преступники лишь сильнее затягивают узел сложных противоречий и накаляют ситуацию в регионе. А разграбляя памятники культуры сирийского народа, бандиты уничтожают наследие страны и ее граждан, нанося ей урон в духовной сфере, восполнить который впоследствии будет уже невозможно.

Автор Юлия Чмеленко
Юлия Чмеленко — журналист, искусствовед, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить