Пиратское скачивание музыки уменьшает доходы музыкантов

Интернет ворует прибыль музыкантов

Двадцать лет назад музыканты зарабатывали на продаже кассет и дисков и устраивали туры в поддержку каждой новой пластинки. Сейчас рынок развернулся на 180 градусов: музыканты выпускают диски, чтобы поддержать интерес к турам. Так происходит во всех странах мира. Однако у российского музыкального рынка все же имеется своя неповторимая специфика.

Которая состоит в том, что у нас все то же самое, только намного жестче: россияне вообще не желают покупать музыку. Зато готовы платить огромные деньги за живые выступления любимых исполнителей.

Последние 13 лет продажи музыки во всем мире только падали. Медленно, но верно. В феврале этого года Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) впервые за все эти годы объявила, что продажи в данной сфере выросли аж на 0,3 процента, передает Коммерсантъ. И все же событие значительное: тенденция изменилась.

Только вот сохранится ли она? На этот счет аналитики имеют самые мрачные прогнозы. Люди уже настолько привыкли доставать музыку бесплатно, что их уже вряд ли удастся переучить. Подавляющее большинство тех, кто имеет доступ к Интернету, уже приноровились получать музыку из Сети. Либо просто слушать (что вполне законно), либо скачивать (что уже не совсем). Так или иначе, материальные носители они приобретать уже не желают: спрос на них почти полностью обеспечивают те, кто с Интернетом не в ладах. Но их, во-первых, становится все меньше, а, во-вторых, это, как правило, не самая экономически активная часть населения.

Наиболее перспективным способом продажи музыки становится ее продажа через Сеть. Однако и ее перспективность вызывает большие сомнения. В России идея продавать музыку кажется так и вовсе безнадежной. Так недавно (всего около трех месяцев назад) в РФ появился музыкальный раздел самого крупного мирового онлайн-магазина в этой сфере — iTunes Store. Он вынужден был установить более низкие цены, которые не идут ни в какое сравнение с ценами на Западе, чтобы привлечь покупателей. Покупка музыки просто противоречит представлениям российских пользователей. А представления эти уже укоренились.

Правообладатели ситуацией недовольны, и их недовольство можно понять. Если вы работаете, вы хотите получать деньги за эту работу. Допустим, вы неделю сидите в офисе и пишете квартальный отчет. Вряд ли вы хотите получить за этот отчет просто "спасибо". Вы хотите получить за этот отчет зарплату. Вам на эту зарплату семью кормить, ипотеку выплачивать, а желательно еще и, к примеру, в Турцию съездить. Музыкантам же за их работу порой не перепадает не то, что зарплаты, но даже "спасибо": вместо этого куча критиков сообщает, что музыкант такой-то совсем исписался и вообще он уже совсем не тот, что когда-то. При этом результатами работы все активно пользуются. Только вот денег не платят.

Читайте также: Рынок видеодисков: пиратский корабль не тонет

По идее, восстанавливать справедливость призвано законодательство в сфере защиты авторских прав. В России, например, этому вопросу полностью посвящена одна из четырех частей Гражданского Кодекса. В Гражданском Кодексе все очень справедливо, в России вообще замечательный Гражданский Кодекс. В России другая проблема: у нас жизнь сильно отличается от того, что записано в Гражданском Кодексе. Впрочем, и от того, что записано в остальных кодексах тоже.

И эта жизнь диктует свои законы. Зарабатывать деньги проходится живыми выступлениями. А доходы от продажи дисков, как правило, едва превышают расходы на их запись. В среднем приличный билет на концерт известного российского исполнителя в Москве и в Санкт-Петербурге стоит порядка 1200-1500 рублей. Есть, конечно, звезды, которые запрашивают в разы больше, но таких немного. Билеты на концерты зарубежных исполнителей, как правило, обходятся где-то в два раза дороже. По идее, аналогичные билеты в провинции с учетом средних зарплат по субъектам должны стоить меньше. Однако за счет того, что для выступления в каждый город требуется доехать и, главное, привезти с собой оборудование и реквизит (что в условиях низкой транспортной связанности, порой, является крайне дорогим удовольствием), цены остаются примерно теми же. А то и больше. И по мере того, как падают продажи музыки, цены эти только растут.

Имеются оптимисты, предлагающие меры, которые могли бы поспособствовать увеличению продаж. Поскольку отталкиваться приходится от реального положения вещей, идеи, основанные на усилении контроля за деятельностью интернет-пользователей на данном этапе никто всерьез даже не рассматривает. В России погоня за "халявой" сродни национальному виду спорта, и препятствия здесь — трамплин для новых свершений. Предлагается контролировать деятельность владельцев сетевых ресурсов, где выставлена музыка. Например, дифференцировать их в зависимости от контента и взымать плату за доступ к тем, где имеется возможность скачать объекты, охраняемые авторским правом. Так пользователь будет платить вроде бы и не за саму музыку, а за доступ к ресурсу. Что, возможно, расстроит его меньше.

Однако все эти меры не поддерживают порой даже сами музыканты. Многие спокойно воспринимают ситуацию на рынке и самостоятельно выкладывают свои произведения в открытый доступ. Средства же продолжают зарабатывать концертами. Принципиально решив для себя, что "всех денег не заработаешь" и "нам не жалко". Что, конечно, не может не вызывать уважения.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить