Членство в ЕС будет стоить Сербии слишком дорого

Сербия: цена вступления в Евросоюз

Переговоры между Белградом и Приштиной о нормализации отношений завершились неудачей. Сербия настаивала на широкой автономии сербских общин с собственной исполнительной властью, судами, полицией. Хашим Тачи категорически отказался. Руководство Сербии стоит на грани юридического отказа от территориальной целостности страны, чтобы получить дату открытия переговоров о членстве в ЕС.

Премьер -министры Сербии и частично признанной Республики Косово — Ивица Дачич и Хашим Тачи, провели переговоры в Брюсселе при посредничестве верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Даже 13 часов непрерывных и тяжелых переговоров восьмого раунда не привели к компромиссу. Эштон заявила, что ее роль как посредника на этом заканчивается, это означает перенос на год даты о начале переговоров о вступлении Сербии в ЕС .

Белграду не удалось выполнить главное условие — "нормализовать отношения" с Косово. Согласно точке зрения Сербии, автономный край Косово и Метохия (частично признанная Республика Косово), где на севере проживает около 130 тысяч сербов, является частью Сербии, при этом находясь под протекторатом ООН. Эта позиция соответствует резолюции Совбеза ООН 1244 от 1999 года — единственному документу на сегодня, регулирующему правовое положение Косова.

Фактически населенные сербами территории (общины Косовска Митровица — к северу от реки Ибар, Лепосавич, Звечан и Зубин Поток) фактически управляются из Белграда, который финансирует местные органы власти. Но, отрицая независимость края Косово и Метохии, Белград в последнее время сдает одну позицию за другой, все больше приближаясь к выполнению нелегитимного плана Ахтисаари. Не абсурд ли требовать образования автономии внутри автономии? Не абсурд, если понять, что в подсознании сербское руководство уже смирилось с независимостью края, осталось найти способ, как объяснить это своему народу, не теряя чести мундира.

Читайте также: Будущее Македонии — "Великий Халифат"?

Приштина это понимает, поэтому четко стоит на позиции территориальной целостности страны согласно своей Конституции. Тачи никогда не согласится на создание, так называемой "Ассоциации сербских общин" в Северном Косово, что станет основой для последующего отделения. Он согласен на автономию, но после расформирования "параллельных структур власти" в Северном Косове и подписании мирного договора, в котором Сербия извинилась бы за преступления в 90-е годы и согласилась бы выплатить репарации.

Заместитель директора канцелярии по Косово и Метохии Крстмир Пантич сказал телеканалу В92, что неудача в Брюсселе — это ожидаемый исход, поскольку Приштина не готова идти на компромисс, а ЕС и США не хотят оказать на нее давление. Вину на ЕС и США возлагает и другой сербский чиновник — директор Управления по связям со СМИ Миливое Михайлович.

Он заявил, что они будут нести ответственность за провал диалога. "Я разговаривал с другими журналистами, албанцами из Косово. Большинство из них сказали мне: "Мы бы уступили, но не дают американцы ",- сказал Михайлович в интервью ежедневной газете " Сегодня ". Действительно на встрече в Брюсселе, как и на всех других на прямой связи с Вашингтоном кулуарно присутствовал Филип Рикер, американский дипломат, отвечающий в Госдепе за Западные Балканы.

Правила поведения Госдепа на Балканах изложил американский политик Джеймс Джордж Джатрас, глава Американского совета по Косово. Во-первых, все претензии и интересы сербов всегда должны быть сведены на нет, и, во-вторых, мусульмане всегда правы и их претензиям и интересам в любом случае должен быть дан зеленый свет. На практике это выражается в негласном правиле — отказе от дальнейшего раздела Косова. Это объяснимо, развивать и дальше косовскую модель распада государственности очень опасно, самим можно попасть под раздачу.

Читайте также: Косовский удар по Сербии и Европе

Сами сербы Косова выступают против компромисса (о признании автономии в автономии), на который идёт Белград. Они требуют вернуть переговорный процесс в рамки ООН, уважать резолюцию 1244, подумать о сербах, которые живут в анклавах в других районах Косова. Они заявляют, что откажутся выполнять договоренности Белграда и Приштины, если они не будут отвечать их интересам. Это тот подход, к которому призывает и Россия.

Сербия совсем забыла о союзнике — о России и действует вопреки договоренностям с ней. "Формат переговоров Белграда и Приштины согласовало предыдущее правительство Сербии, и роль посредника получил Евросоюз, с чем мы (Россия) согласились. Потом ЕС решил в качестве наблюдателя к переговорам подключить американского представителя (Филипа Рикера), а нас никто не звал, так что Сербия оказалась в очень невыгодной и неудобной ситуации", — сказал посол РФ в Сербии Александр Чепурин в интервью телеканалу "Мост". Посол подчеркнул, что результаты подобного формата переговоров будут плохими.

"Ясно, что ключевой игрок — Совет Безопасности ООН, и пока Резолюция 1244 один из важнейших пунктов, не потерявшая свою силу, кто бы что ни утверждал. Это решение Совета Безопасности о том, что самопровозглашенное государство Косово не является членом ООН, что оно еще не признано и решение об этом зависит от постоянных членов Совета Безопасности", — заявил посол.

Однако сербское руководство в стремлении к иллюзорной мечте быть принятой в ЕС стоит на пороге изменения Конституции. Почему оно иллюзорно? Потому, что к Сербии применяются другие правила игры (Кипр был принят в ЕС без урегулирования отношений с Турецкой Республикой на севере). Когда она сдаст косовских сербов, а значит и резолюцию 1244, будет выдвинута другая причина ее игнорирования, например, позиции населенного на ее территории албанцами анклава — "Прешевской долины".

Правительство Сербии объясняет свою позицию тем, что став членом ЕС, страна получит финансовую помощь и право на получение новых технологий, что сильно поправит экономическую ситуацию в стране. А это на сегодня безработица, достигающая в некоторых регионах 26 процентов, рецессия экономики (2 процента в 2012 году), дефицит бюджета и низкий доход на душу населения. Но ЕС в лице Германии с такими странами как Сербия работает по принципу колониальной эксплуатации. Яркий пример — Словения, которая была одной из самых развитых республик Югославии, а теперь стала периферийной экономикой с показателями Греции, Португалии и Испании. Налицо еще одна иллюзия руководства Сербии — делать ставку на экономическую мощь ЕС.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить