Эксперт: меры по снижению угрозы паводков в России бессистемны

В этом году последний месяц зимы и весна в России бьет рекорды по количеству осадков. Для жителей ряда регионов страны долгожданное наступление тепла оборачивается угрозой подтопления. Ежегодно паводки являются головной болью для федерального центра и органов местной власти свыше тридцати регионов.

Экономический ущерб от "большой воды" огромен. Внушительны и затраты на предотвращение последствий розлива рек, вблизи которых расположены населенные пункты. В этом году на эти цели власти Вологодской области уже выделили 13 миллионов рублей. Для осуществления мероприятий по предупреждению паводка в Татарстане в бюджет заложено до 55 миллионов рублей. В Томске на те же нужды направлено более 250 миллионов рублей.

Очевидно, что столь внушительные затраты регионам не под силу покрыть из собственных средств. Откуда же они берутся и на что выделяются?

В массе своей подготовка к весеннему половодью включает расходы на закупку горюче-смазочных материалов, работу авиатехники, плавсредств, запчастей, связь, конечно же на строительство защитной дамбы и прочее.

Известно, что часть средств выделяет МЧС. Кроме того, на случай связанных с весенними паводками чрезвычайных ситуаций в минувшем году в нашей стране был создан Финансовый резерв объемом 80 миллиардов рублей. Об этом сообщили в департаменте гражданской защиты МЧС России.

По словам заместителя начальника Управления информации МЧС России Елены Смирных, в ряде субъектов, где существует наибольший риск подтопления, специалистами ведомства проводятся превентивные мероприятия: чернение льда, подрыв льда, его распиловка, а также контроллируемые сбросы воды и так далее.

Существуют различные методы защиты, такие как структурные или инженерные подходы, но и новейшие адаптационные методы, которые позволяют приспособиться к природным явлениям, характерным для определенной местности. "Это было записано еще в руководстве Европейской комиссии ООН по устойчивому предупреждении наводнений", — говорит Сергей Беднарук, начальник информационно аналитического центра Московского государственного университета природообустройства, в комментарии ресурсу Bigness.Ru.

Оба эксперта сходятся во мнении, что тех колоссальных средств, которые ежегодно направляются на превентивные меры зачастую недостаточно, поскольку они не всегда используются по назначению, а в иных случаях расходуются впустую из-за некомпетентности лиц, ответственных за водные ресурсы.

"В подходах, которые сейчас осуществляются, кроме основного направления на освоение средств, больше ничего не видно. Они бессистемны по существу. Самое главное: чем больше денег, чем больше затрат, тем лучше. Реальная эффективность осуществленных в последние годы и продолжающих осуществляться затрат никем не оценивается, да и похоже эта оценка, по понятным причинам, никому не нужна", — сетует Беднарук.

Между тем, заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин убежден, что данная проблема в первую очередь лежит в бюрократизированности законодательного регулирования в данной области. По словам Шингаркина, в настоящий момент ни субъекты РФ, ни муниципальные образования не имею полномочий по проведению дноуглубительных и берегоукрепительных работ на водных объектах — сейчас для этого нужны многочисленные согласования.

"Поэтому в комитете ГД в настоящее время разрабатывается принципиально новый методический подход, согласно которому по всем водным объектам, относящимся к категории паводкоопасных, будут сформированы многолетние программы управления рисками и выделены полномочия в части проведения профилактических мероприятий, в том числе и муниципалитетам", — говорит Шингаркин.

По его словам, в документе заранее будут прописаны полномочия и необходимые мероприятия, а также четкие критерии в соответствии с которыми следует беспрепятственно принимать необходимые меры. В свою очередь это позволит более гибко использовать применение спецсредств и, как следствие, финансовых ресурсов.

Обсудить