Старания торговцев вычтут из цены продуктов?

Удивительный взлет цен на продукты при поступлении их на прилавки магазинов может быть пресечен. В Госдуму поступил законопроект об ограничении торговых наценок на некоторые товары. Создателей документа возмутили аппетиты торговцев, которые якобы не брезгуют завышением цен до 100 процентов. Но эксперты рынка уверяют — наценки не из воздуха берутся.

Законопроект предлагает регулировать стоимость продуктов, признанных социально значимыми в России. Согласно документу, цена таких товаров на прилавках магазинов не должна превышать 15 процентов от цены реализации первому оптовому покупателю. А меж тем, по словам одного из инициаторов данной меры Антона Белякова, которого цитирует РБК, средняя цена молока при покупке у российских фермеров составляет 12-15 рублей за литр, тогда как на прилавках магазинов литровая упаковка этого продукта может стоить до 75 рублей. "То есть торговая наценка в таком случае составляет 400 процентов", — заключает господин Беляков.

При этом член партии "Справедливая Россия" приводит в сравнение страны ЕС и США, где цены на социально значимые товары находятся под жестким контролем на протяжении всего пути от производителя к потребителю. Вспомнил автор инициативы и о советском прошлом, когда максимальная торговая наценка составляла 12 процентов, а социальные продукты стоили на прилавках всего на 8 процентов дороже себестоимости. Современные же российские продавцы позволяют себе поднимать стоимость продуктов на 40-50, а то и на 100 процентов, уверен Антон Беляков.

Впрочем, эксперты уверены, что цифры, названные Беляковым, не вполне отражают действительность. "Наценки зависят от того, что это за продукт, то есть на социальные товары наценки на самом деле не такие и большие. Если взять, например, хлеб, который наиболее распространенный, понятный социальный товар, то его наценки в различных розничных сетях разные, — рассказала "Правде.Ру" аналитик "Инвесткафе" Дарья Пичугина. — Так, например, в прошлом году магазины компании X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток") даже выпустили специальный пресс-релиз, согласно которому социальные сорта хлеба, наиболее дешевые, у них продаются с минимальной наценкой, даже практически без наценки. В то же время если говорить о сортах хлеба более дорогих, более интересных для среднего покупателя, то на них наценка может составлять вплоть до 35 процентов в зависимости от компании, которая занимается реализацией".

Читайте также: Ретейл - конвейер пищевых отходов

При этом эксперт подчеркивает, что сравнивать стоимости продукта, стоящего на магазинном прилавке, с первоначальной его стоимостью, неприемлемо. Ведь в сумму, указанную на ценнике, входит помимо самого продукта издержки, которые понесла компания, занимающаяся его распространением.

"Стоит принимать во внимание те расходы, которые несет компания, которая осуществляет реализацию конечному потребителю. Это и транспортные расходы, расходы на транспортную компанию, на бензин, на содержание персонала, на содержание, собственно, магазина. Это достаточно большие суммы. То есть нужно понимать, что компания, которая осуществляет реализацию, несет большие затраты и, безусловно, она должна эти затраты в цене учитывать. Так что невозможно предлагать на полке магазина ту же цену, которую предлагает предводитель непосредственно оптовой закупки", — утверждает Дарья Пичугина, замечая, что наценки на социально значимые продукты в российских магазинах нельзя назвать огромными, и наценки необходимы для выживания компаний.

Таким образом, назвать равный для всех компаний объем торговой наценки на продукты, в том числе социально важные, крайне сложно. Это зависит от отдаленности региона, откуда доставляются продукты, от затрат на его упаковку (а упаковки тоже бывают разными) и так далее. Поэтому, как заметил аналитик, справедливую величину наценки в действительности назвать невозможно, это прежде всего должно определяться конкуренцией.

"И если на данный момент на рынке существуют такие высокие цены, значит они приемлемы как для потребителей, так и для продавцов. И если никто из продавцов не желает получить себе дополнительного потребителя путем снижения своей наценки, значит это просто экономически невыгодно", — заключает госпожа Пичугина, по мнению которой законопроект о минимальной наценке на социально важные продукты, внесенный в Госдуму, содержит цифры, не соответствующие действительным затратам компаний.

Читайте также: Большие проблемы мелких торговцев

Прежде чем ограничивать величину торговой наценки, необходимо было бы сначала провести глубокие исследования рынка, которые бы показали, смогут ли "выживать" компании в новых рыночных условиях, считает эксперт.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить