В семейный склеп только за взятку?

Семейный склеп - только за взятку?

В городе Городец Новгородской области перед судом предстанут два работника местного кладбища. Их вина состоит в том, что они за немалые взятки предоставляли на кладбище места для семейных захоронений. Криминальная подоплека происшедшего очевидна, но давайте зададимся вопросом: так ли уж плоха традиция захоронения родных рядом друг с другом?

В апреле прошлого года бывший управляющий и работник городского кладбища "Кудашиха" были задержаны за получения взятки размером в 180 тысяч рублей. Эти деньги вымогались за предоставление сразу четырех мест захоронения без справок о смерти. В ходе следствия выяснилось, что фигуранты дела виновны еще в девяти таких эпизодах. Всего они получили за предоставление мест для семейных захоронений 315 тысяч рублей.

Сложно сказать, что послужило причиной прекращения их преступной деятельности. То ли возросшие аппетиты (ведь "стоимость" последнего эпизода превышала половину таковой у всех предыдущих) — и это вынудило взяткодателя заявить на вымогателей в полицию. То ли правоохранители сами уже давно "держали под колпаком" зарвавшихся "кладбищенских дел мастеров", возможно, по наводке недоброжелателей или просто конкурентов.

Но дело даже не в этом. Конечно, любая взятка — однозначное зло. Но вспомним, за что она давалась? За помощь, пусть не безвозмездную, в организации семейных захоронений. Типичная, пусть и горькая ситуация. Умирает кто-то близкий, его хоронят на кладбище, за относительно небольшие деньги (правда, если кладбище не выбирают). Очевидно, что подавляющее большинство ныне здравствующих родственников в будущем желает быть похороненным рядом. Жена с мужем (и наоборот), дети — с родителями, и так далее.

К сожалению, все мы смертны. Проходит время и к усопшему родственнику присоединяются все новые близкие люди. Однако, выполнить свою прижизненную мечту и упокоиться рядом с родными удается далеко не всем. Причина банальна, рядом со старой могилой не хватает места. Ну, может, всеми правдами и неправдами, и удастся захоронить впритык к ней еще один гроб, но и то будет оформить и сделать нелегко.

Возникает резонный вопрос: почему на российских кладбищах захоронения идут исключительно в порядке "живой" (то есть, мертвой) очереди", причем, из числа людей, не связанных друг с другом родственными узами? В дореволюционные времена каждая семья старалась завести семейный склеп. Иногда в таких сооружениях даже жили нищие, как это описано в классической повести Короленко "Дети подземелья".

Вообще, уважение и память к предкам испокон веков считались очень похвальным. Достаточно сказать, что фундаментальное отличие между "патрициями" и "плебеями" в Древнем Риме базировалось не на размере богатства (и там, и там были свои богатые и бедные) — но в том, что первые хорошо знали (и чтили) свое "генеалогическое древо", а вторые, так сказать, были "людьми без роду и племени".

Читайте также: Похоронные обряды: от древности до 3D

На деревенских кладбищах родных стараются хоронить рядом. В небольших поселках и деревнях, где бюрократия в виде "кладбищенских администраций" не существует в принципе, после похорон первого умершего члена семьи могилку обычно окружают оградкой. Причем, площадь внутри нее рассчитывается с большим запасом — так что, в случае необходимости, там можно похоронить еще несколько человек.

Иначе, как потом разбросанных по разным концам кладбища (хорошо, если одного) усопших навещать? Альтернатива нынешнему порядку только кремирование, и подзахоронение урны с прахом в наличную могилу. Но это же не согласуется с православием, да и исламом и иудаизмом тоже! В густонаселенном Израиле, например, нет ни одного крематория. Румынская православная церковь недавно отказала в отпевании по церковному обряду умершего всемирно известного актера и режиссера Серджиу Николаеску. Причина — он еще при жизни завещал кремировать себя, несмотря на предупреждение духовенства о несовместимости такой практики с Православием.

Увы, даже в относительно небольших городах такие традиции вступают в откровенный конфликт с принятой еще в советские времена практикой "живой очереди" умерших на захоронение. Ну, никак нельзя получить от администрации кладбища место сразу для нескольких могил без справки о наличии для них "кандидатов" — и все тут. Вот и начинаются попытки всеми правдами и неправдами обеспечить себе квази-склеп или хотя бы огороженную площадку для одной семьи.

Существующий ныне порядок выделения мест под захоронения не только кормушка для взяточников с кладбищ, но и дремуче-совковый обычай, зиждущийся как раз в не афишируемом намерении ушедших в небытие коммунистических властей постепенно закончить с традициями поминальных дней, как "религиозных пережитков". И правда, если души нет, а человек после смерти превращается лишь в составные части почвы, то зачем нужны поминальные обряды, это ж "чистое суеверие"?

На Западе, к примеру, обычная практика: место (и не одно) на кладбище покупается заранее. И чем быстрее с таким порочным порядком у нас покончат официально, тем лучше будет и для противодействия коррупции и для содействия общественной морали и просто религиозной веры.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить