Хиппика гимнасия - конный спорт у древних римлян

Хиппика - гимнасия или конные турниры римлян

Мы все сегодня знаем о рыцарских турнирах — полувоенных, полуспортивных состязаниях рыцарей средневековья, в ходе которых они вступали в поединки друг с другом либо сражались целыми командами. Оружие обычно у них было затуплено, доспехи утяжелены, но, не смотря на это, случаи гибель рыцарей на турнирах была отнюдь не редкостью. Зато победитель получал коня и доспехи побежденного, так что для кого-то турниры были ещё и хорошим средством наживы. Да, но ведь конница существовала ещё и в дорыцарские времена, и как же с турнирами обстояло дело в то время? Неужели их тогда не было? А может быть эти состязания заменяло что-то другое?

Начнем с того, что именно в странах Древнего Востока как раз и появились первые всадники с головы до ног закованные в металлическую броню и точно такой же броней защищавшие своих лошадей. Имели такие доспехи обитавшие в Северном Причерноморье скифы, сарматы, ну, а у них подобную манеру вооружаться переняли и римляне.

Назывались такие всадники катафракты (или катафрактарии — какое слово более правильно решить очень сложно, да и вряд ли это так уже необходимо), причем на средневековых рыцарей они были бы очень похожи, если бы не отсутствие у них высокого прочного седла и стремян! В силу этого усидеть на лошадиной спине, да к тому же ещё в металлических доспехах им было весьма тяжело. Попробуйте сами поездить верхом без седла, и вы убедитесь, что это совсем нелегко, а уж без стремян и подавно.

То есть наездниками они были не очень хорошими, о чем, как о слабой стороне катафрактов писал Вегеций, военный теоретик конца IV века н. э.: "Катафракты вследствие тяжелого вооружения, которое они носят, защищены от ран, но вследствие громоздкости и веса оружия легко попадают в плен: их ловят арканами; против рассеявшихся пехотинцев в сражении они пригоднее, чем против всадников…"

Впрочем, бороться с ними воинам Древнего мира было достаточно тяжело. Так, пехотинцы римского полководца Лукулла в битве у Тигранокерта старались напасть на катафрактов сбоку и поражать их мечами в незащищенные доспехами части тела. Галльские всадники Публия Красса хватались за пики, чтобы сбросить с коня, либо спешивались и пытались подползать лошадям катафрактов под брюхо, чтобы поразить их мечом в живот. Сброшенные на землю катафракты обычно оказывались легкой добычей пехотинцев.

Вряд ли поэтому стоит удивляться тому, что эти всадники широкого распространения в Древнем Риме не получили. Сами римляне вообще конницу не очень-то жаловали, так что в начале в ней служили практически одни наемники — галлы, нумидийцы, и те же сарматы.

Читайте также: Крест и конские удила — что общего?

Однако со временем в Риме появилась и своя собственная конница, имевшая простейшее "четырехрогое седло" (кожаная покрышка с четырьмя выступами попарно спереди и сзади) и вооруженная практически так же, как и римская пехота. То есть римские всадники были одеты в кольчуги, металлические шлемы и только щиты у них были плоские и овальные, а не прямоугольные и выгнутые, что было связано со спецификой всаднической службы.

Меч — спата, был также длиннее, чем гладиус пехотинцев, а вместо дротика — пилума римские всадники применяли дротик — хасту, более похожий на легкое копье. Тактика применения конницы у римлян заключалась в следующем: атакуя противника, римские всадники забрасывали его дротиками, добивали раненных мечами и… тут же отходили, не ввязываясь с рукопашный бой.

Так повторялось по нескольку раз, причем удары наносились с флангов и с тыла, что приводило к расстройству рядов противника, окончательный разгром которого довершала римская пехота. Но раз это так, то… и турниры римских всадников должны были очень сильно отличаться от турниров Средних веков и да, действительно, именно так оно и было! Более того, кроме вооружения всадников, применявшегося непосредственно в бою, римляне уже в I веке н. э. создали и специальный комплект доспехов для всадника и коня предназначавшийся исключительно для… спортивных состязаний, получивших название "хиппика гимнасия" или "конный спорт".

И уже в эпоху правления императора Адриана эти соревнования превратились в весьма своеобразный, однако, вполне приспособленный к нуждам римской армии вид конных состязаний, и, как и всякий спорт привлекавших массу болельщиков. Он основывался на военных традициях многих народов, из которых комплектовалась римская армия, в том числе кельтов, иберийцев, сарматов и парфян, но суть его целиком и полностью отражала боевую тактику римской конницы.

Наиболее подробно хиппика гимнасия описывается в "Кавалерийском трактате" — заключительной части "Тактики" Флавия Арриана, написанной им в 136 году н. э. Согласно этому сочинению, состязания проводились на специально выровненной и подготовленной для этого площадке с трибуной для почетных гостей и для зрителей. Что касается её размеров, то они вряд ли превышали размеры современного стадиона.

Хиппика гимнасия или конные турниры римлян. 282160.bmp

Количество всадников, принимавших участие в этом состязании, было ограничено. Скорее всего в этом "турнире" участвовала одна турма — кавалерийское подразделение римских всадников численностью 32 человека По Арриану, состязание начиналось торжественным выходом команд, после чего они поочередно атаковали одна другую, забрасывая противников тупыми дротиками, чтобы добиться наибольшего числа попаданий. Упавшие дротики подбирали пешие помощники — калонес. Причем Арриан отмечает, что сами участники состязания, выглядели по-спортивному красочно и ярко, и в своем начищенном бронзовом вооружении напоминали ожившие бронзовые статуи.

Различались команды, прежде всего цветом щитов, хитонов, конских чепраков, а также масками у шлемов. Дело в том, что для защиты лица от дротиков участники турнира использовали парадные шлемы с маской, которая имитировала человеческое лицо, а иногда даже и прическу. Наиболее популярными были шлемы с масками "александрова типа", то есть имитирующие портретные черты Александра Македонского. Были маски и с женскими чертами лица. Видимо, команда с этими масками изображала амазонок, причем подобные шлемы, скорее всего, использовались также и в реальном бою. При этом всадник в маске, полностью защищавшей лицо, чувствовал себя вполне уверенно в схватке с лучниками, хотя и имел при этом ограниченный обзор. Недаром впоследствии металлические маски (личины) применялись многими восточными народами, включая древнерусских дружинников, половцев и печенегов, а уж японские воины-самураи носили их постоянно.

Морду лошади и особенно её глаза, также закрывала специальная маска с выпуклыми наглазниками с небольшими отверстиями. Других защитных приспособлений у лошадей не было, а вот всадники имели богато декорированные поножи, нагрудный панцирь из металлических пластинок и большой круглый щит, большего, чем у обычных всадников размера. Так что, безусловно, это было очень красочное и по-своему очень азартное состязание, причем все навыки в нем приобретавшиеся — и в первую очередь умение метать дротики в цель на скаку, — впоследствии помогали римлянам в бою. Так что точно так же, как и средневековый рыцарский турнир, хиппика гимнасия имела своей главной целью тренировку воинов!

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить