"Кузнечики" обскачут "Протоны" Роскосмоса?

Частные западные космические компании обыгрывают Роскосмос. Российская космическая корпорация двадцать лет ездит на старых советских грузовиках и кичится тем, что она является основным орбитальным перевозчиком. Пока еще является… С прошлого года грузы на МКС начал доставлять и космический корабль Dragon от компании SpaceX. А вскоре челноки компании в космос будет отправлять возвращаемая ракета-носитель.

Это означает, что наши невозвратные, дорогие и экологически грязные ракеты-носители, которыми РФ забрасывает грузы на МКС и спутники на орбиты, станут неконкурентоспособными. Напомним, что в мае прошлого года к Международной космической станции пристыковался первый частный корабль Dragon. У нас об этом событии мирового масштаба упомянули вскользь и понятно почему. Ранее проекты подобного рода удавались только самым мощнейшим государствам мира — США, России и Китаю.

И тот факт, что успехи частных компаний становятся возможными во многом за счет поддержки со стороны NASA, заставляет по-другому посмотреть на политику отечественного космического монополиста. У SpaceX, например, контракт с NASA на сумму 1,6 миллиарда долларов по доставке на МКС 20 тонн грузов, что предполагается сделать за 12 рейсов. Не возникает сомнений в том, что американское космическое агентство пролонгирует контракт и расширит его до 3,1 миллиарда долларов. Уж очень резво SpaceX взялась за дело.

Сейчас компания Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), основанная, кстати, создателем платежной системы PayPal Элоном Маском, использует для заброски ракеты мощную двухступенчатую "Falcon-9", которая является аналогом российского "Протон-М".Но компания уже показала оригинальный прототип многоразовой ракеты-носителя Grasshopper (Кузнечик) компании SpaceX. На представленном видео ракета-кузнечик поднимается на высоту почти 100 метров на ракетной струе, а затем очень плавно опускается на посадочную площадку. Прототип выполнен в натуральную величину.

Это означает, что компания успешно решает задачу по возврату на взлетную площадку самой тяжелой первой ступени ракеты-носителя. При этом сохраняется целостность и функциональность разгонщика. Проще говоря, одна ракета-кузнечик сможет использоваться регулярно и многократно.

Стоимость топлива и кислорода составляет лишь доли процента от цены ракеты-носителя. Это значит, что грузоперевозки на орбиту подешевеют в разы. Новая ракета убьет экономическую стратегию Роскосмоса, который ничего кроме сверхдорогих покатушек на избыточных и выводимых из эксплуатации в рамках программ разоружения советских ракет-носителей за последние два десятилетия придумать так ничего и не сумел. Или пока скромно умалчивает о своих достижениях…

Стоимость подъема кило на одноразовой ракете составляет 12-15 тысяч долларов, SpaceX ставит целью снижение цены доставки до двух тысяч долларов за килограмм. Кроме того, в разы сокращается и время подготовки к следующему запуску. Появление многоразовых разгонщиков SpaceX станет основой для успешного развития других проектов, которые выдвигают другие частные компании, нацелившиеся на коммерческое освоение космоса. А это, помимо SpaceX, компании Virgin Galactic, Space Adventures, Planetary Resources, XCOR Aerospace, Blue Origin, Sierra Nevada, Deep Space Industries. В апреле прошлого года американская компания Planetary Resources заявила о планах горной разработки астероидов с целью добычи драгоценных, редких и редкоземельных металлов.

Читайте также: Конкуренты выжимают Роскосмос с орбиты

Уже к 2015 году организаторы планируют отправить за астероидами первые аппараты. А в ближайшие полтора-два года планируется создать группировку орбитальных телескопов, которые будут заниматься подбором подходящих для разработки астероидов в космическом пространстве.

Пока эти планы выглядят фантастично. Но делать сказку былью — достойная цель человека и человечества. И если ловить большие астероиды на сегодняшнем уровне развития космических технологий просто нереально, то стоит попробовать открыть охоту за малыми объектами с помощью беспилотных дистанционно управляемых аппаратов. Экономический смысл в этом есть. В относительно небольшом астероиде диаметром 50-100 метров содержится ценных металлов на полсотни миллиардов долларов. А успехи SpaceX в упрощении и удешевлении орбитальных грузоперевозок делают более перспективными планы реализации сразу нескольких интересных околоземных проектов.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить