Венера Милосская или Виллендорфская?

 Как и большинство искусствоведов, рядовой посетитель музеев и выставок склонен считать, что искусство женской привлекательности — это порождение искусства Нового времени и, прежде всего, искусства европейского, а точнее французского. Нет, никоим образом не отрицаются великолепные античные образцы. Всякие там древнегреческие Венеры, которые дошли до нас в римских копиях. Можно еще упомянуть, как исключение, чеканный профиль Нефертити. Египетская красотка! Про Восток или майя с ацтеками даже не заикаемся вспоминать.

Наверное, все же необходимо вспомнить, что и 35 тысяч лет назад женщина продолжала оставаться женщиной. Покуда не было понятия о родителе номер один и два, об усыновлении детей парочкой гомосексуалистов и детей не вынашивали нанятые толстосумами суррогатные матери, потомство делали старинным дедовским способом. Дурное дело — не хитрое. Что же касается женской привлекательности в доисторические времена, то сладострастные формы прародительницы Евы вдохновляли и в позднейшие времена многих самцов, простите, художников… Таких как Пикассо и Матисс.

Всех желающих разобраться в этом, можно отослать к интересной книге Жоржа Вигарелло "Искусство привлекательности. История телесной красоты от Ренессанса до наших дней" (Georges Vigarello "Histoire de la beauté. Le corps et l'art d'embellir de la Renaissance à nos jours"), которая недавно вышла на русском языке. Вот только, как и большая часть его собратьев, этот французский искусствовед начало "привлекательности" (не путать с шармом) относит к 16-му столетию.

Так вот, проходящая ныне в Британском музее выставка Ice Age Art опровергает подобные представления, сообщает интернет-портал ScienceNOW. На всем пространстве Евразии от Франции до России археологами найдены многочисленные женские фигурки, выполненные из известняка, слоновой кости и глины. В частности знаменитая Венера из Виллендорфа (Venus von Willendorf), как в научном мире принято называть 11 см стилизованную женскую фигурку вырезанную из оолитового известняка, найденную в начале прошлого века в Австрии. Ее характеризует гипертрофированное изображение чисто женских анатомических особенностей: свисающие до пупа груди, необъятные бедра и гигантские половые органы. Словом, женщина предназначение которой быть прежде всего матерью, продолжательницей рода человеческого.

"Божественная полнота" в буквальном смысле перейдет на красоток эпохи Возрождения. Они получат наименование женщин с рубенсовскими формами. А вот выполненных в "Виллендорфском стиле" дамочек, сделанных 35 тысяч лет назад, принято относить к образчикам "первоначальной порнографии". Но ничто не стоит на месте. Уже начиная приблизительно 16 тысяч лет назад женские фигурки начинают трансформироваться. Изменяется тип женской красоты. И прежде пленительные пышные формы превращаются в безголовых девчонок с крепкой накачанной грудью и выдающимися ягодицами. Это так называемые Гённерсдорфские девицы (от названия археологической стоянки Gönnersdorf в Германии, насчитывающей около 15 500 лет). На изображениях на стенах пещер представлены группы женщин. Иногда пускающихся в пляс. Мужчин на этих изображениях практически не встречается.

Для доходчивости ученые приводят аналогию с героями известного детского телесериала "Телепузики" (Teletubbies). Там все персонажи Тинки-Винки, По, Ла-Ла и Дипси (Tinky Winky, Po, Laa-Laa, Dipsy) символизируют идеальный для ребенка мир, но при этом каждый из них наделен индивидуальными чертами: они различаются между собой цветом и символами на головах. Вполне вероятно, что похожая символическая система для выражения индивидуальной и групповой идентичности была свойственная доисторическим людям, заселивших Европу около 40 тысяч лет назад. Они вынуждены были сплачиваться в небольшие компактные группы перед наступлением Ледникового периода. Ледяной покров доходил до до линии Северный Девон — Ганновер — Краков — Киев.

Читайте также:   Древние римляне тоже обожали орхидеи 

Напомним, что за последний миллион лет Европа пережила как минимум семнадцать ледниковых периодов, в течение которых произошло несколько стадий эволюции человека — от homo erectus к homo sapiens, включая переходный тип гоминид как неандертальцы.

Гённерсдорфский стиль образовался приблизительно 16 тысяч лет назад, когда ледники отступили. Население увеличилось и люди стали заселять прежде гиблые места, например, северные области европейского континента. Новые веяния коснулись доисторических художников, которые уже стремились не к изображению индивидуальности, а хотели отобразить идею "женственности", чтобы выжить благодаря связям с другими группами, уже распространившихся по всему материку. Иначе говоря, гённерсдорфские изображения женщин способствовали сохранению чувства общности среди обширного народонаселения.

У этой версии есть как свои сторонники, так и критики. Археолог Рандалл Уайт (Randall White) из Нью-Йоркского университета утверждает, что он — "не поклонник" гипотезы, которая упрощает дихотомию между двумя стилями изображения женских фигур. На его взгляд, эти различия не столь резко бросаются в глаза.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить