Гибрид самолет-вертолет: кто сделает раньше?

С тех пор как аппарат "Флайер" братьев Райт поднялся в воздух, авиаконструкторов всех стран мира не перестает волновать одна очень важная: как сделать такой аппарат, чтобы он был вертикально взлетающим, но при этом не превратился в тихоходный вертолет! Более высокие скорости, повышение эффективности, элегантный дизайн — вот что сегодня волнует создателей принципиально новых летательных аппаратов, о последних разработках сейчас и пойдет наш рассказ.

Универсальность вертолетов и других вертикального взлета и посадки (СВВП) самолет делает их идеальными для проведения целого ряда военных операций, а так при их использовании в мирных целях и в этом никого убеждать не надо. Но все преимущества вертолета сразу исчезают, когда, повисев немного в воздухе, он переходит в горизонтальный полет. В настоящее время только вертолеты могут маневрировать в ограниченном воздушном пространстве, садиться на земле в неподготовленных районах, двигаться во всех направлениях, и висеть в воздухе неподвижно, проводя наблюдение.

Однако по сравнению с самолетами, вертолеты намного медленнее, что делает их более уязвимыми для любого оружия противника. Специальные операции, которые рассчитываются на молниеносность наносимого удара, требуют соответствующего столь же быстрого обеспечения со стороны медицинских подразделений, в частности когда речь идет об эвакуации раненых, для чего необходимо увеличения скорости полета в разы. Ну, и, разумеется, если мы сделаем такой вертолет, который самолет летать со скоростью самолета это увеличит и дальность его действия, поможет уменьшить количество заправок и, самое главное, снизить последствия воздействия со стороны противника.

Однако проблем на этом пути пока ещё очень много. Например, на вертикально взлетающей модификации американского истребителе F-35 "Лайтнинг-2" соединенный с двигателем вентилятор вертикального старта весит более двух тонн — больше чем сам реактивный двигатель! При этом работает он, понятно, только на взлете, а в горизонтальном полете самолету приходится возить бесполезный "мертвый груз".

"Чтобы преодолеть эту проблему, DARPA запустила проект СВВП X-Plane программу, чтобы бросить вызов традиционным авиационным технологиям и одновременно выйти за известные границы сразу в четырех областях: скорости, эффективности управления, эффективной дальности и полезной нагрузке" — сообщил журналистам Ашиш Багай, — куратор проекта. Однако работа идет с трудом, уж очень необычной является задача, которым стоит перед конструкторами. Ведь им по сути дела поставлена задача создать принципиально новый летательный аппарат, совмещающий в себе достоинства самолета и вертолета и при этом лишенный их недостатков!

Читайте также: Беспилотник-бабочка и беспилотник-колибри

Между тем израильская компания Urban Aeronautics также занимается разработкой проекта скоростного беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки на базе беспилотника AirMule, сообщает Flightglobal — веб-сайт журнала Flight International, и добилась на этом пути несомненного успеха. Работы начались в 2009 году, когда были произведены первые испытания модели этого беспилотного аппарата в аэродинамической трубе, показавшие, что выбранный конструкторами дизайн вполне работоспособен!

Как ожидается, вариант нового грузового БПЛА, способного развивать большую скорость, получит 1600-сильный двигатель, будет на 20 процентов больше аппарата AirMule и на 50 процентов тяжелее. По предварительным расчетам, этот аппарат может быть использован военными в качестве безопасного транспортного средства для быстрой доставки боеприпасов и продовольствия в условиях военных действий.

Дизайн аппарата необычен но, видимо, именно это и обеспечило ему успех. На нем два вентилятора: один спереди, а другой сзади, а также горизонтальный стабилизатор в задней части корпуса. Оси вентиляторов расположены параллельно; благодаря их работе и создается подъемная сила. Для того чтобы лететь горизонтально беспилотник будет просто наклоняться вперед или назад, в результате этого вентиляторы обеспечат ему не только подъемную силу, но и движение в заданном направлении.

При этом аппарат у израильтян получился весьма солидным — его взлетный вес составляет 1,4 тонны, при этом он способен перевозить груз массой до 635 килограммов. Он может развивать скорость до 180 км/ч, совершать полеты на высоте до 3,7 тысячи метров и находиться в воздухе до пяти часов. В дальнейшем новый БПЛА планируется использовать не только для доставки боеприпасов и продовольствия, но и для эвакуации раненых с поля боя. Сообщается, что интерес к этому аппарату уже проявило министерство обороны Израиля.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру