Что будет с нашими инвестициями в Венесуэлу?

Что будет с нашими инвестициями в Венесуэлу?

На днях ушел из жизни Президент Боливарианской Республики Венесуэла, подполковник воздушно-десантных войск, потомок борцов за независимость страны, борец за свободу и справедливость Уго Чавес. В последние годы латиноамериканская республика, находившаяся под его управлением, крепко держала курс на сближение с Россией. Стоит ли ждать продолжения сотрудничества, или правы либерал-экономисты, уверяющие, что это был лишь временный морок, вызванный особым отношением команданте к родине Ленина и Сталина?

История взаимоотношений России и латиноамериканского государства не так проста, как хотелось бы. Ровно так же, как Российская империя признала свободную Венесуэлу лишь в 1857 году — спустя почти тридцать лет после обретения независимости, так и Венесуэла признала Советскую Россию — СССР — только в 1945 году, прождав без малого те же тридцать лет. История взаимоотношений двух наших стран столь сложна и запутана, что, учитывая ограниченный объем интернет-заметки, проще её опустить. Следует, однако, заметить, что, так, или иначе — они никогда не были окрашены в черно-белую гамму, никогда не носили характер ярко выраженного противостояния.

Для начала — краткий обзор экономики Венесуэлы. Как и Россия, страна крепко сидит на "нефтяной игле": добыча углеводородов приносит ей 80 % экспортных доходов, составляет более 50 % доходной части государственного бюджета и около 30 % ВВП. Собственно, команданте Чавес стал врагом демократии и всего "цивилизованного мира" в тот момент, когда попросил транснациональные (читай — "подлежащие юрисдикции США") компании покинуть территорию страны.

Что же касается сотрудничества с нашей страной — в последние годы оно характеризовалось бурным развитием. Достаточно заметить, что российские инвестиции в экономику Венесуэлы достигли 30 млрд. долларов. Прежде всего это касается сотрудничества в сфере нефтедобычи — чего стоит только участие Газпрома в разработке месторождения "Хунин — 6", оцененного в без малого 65 млрд. баррелей нефти, и поставок современных видов вооружения.

Читайте также:  В США не будут ронять слезы по Чавесу 

Недаром политолог Михаил Белят считает: "Нам Венесуэла важна и как геополитический партнер, и как экономический партнер прежде всего, потому что политика определяется экономикой. У России серьезные интересы затрагивают там одну отрасль — и она самая главная. У нас там 5 крупнейших нефтяных проектов, у нас там самый крупный проект на освоение нефтяного шельфа". Оттого-то сегодня важнейший вопрос — как поведет себя новое, лишенное влияния Уго Чавеса, правительство? По мнению политолога, "Такого уровня экономика… мало подвержена конъюнктурным вопросам".

Все эксперты сходятся в одном: внешнеторговая политика Уго Чавеса, как ни крути, была крепко завязана на идеологию. Стало быть, её дальнейшее продолжение зависит от того, кто реально станет следующим главой латиноамериканского государства. Сам Чавес, будучи еще в ясном уме и здравой памяти назвал имя человека, которого он хотел бы видеть своим преемником. Это Николас Мадуро, не только единомышленник, но и ближайший соратник латиноамериканского баламута, которого недруги считают "более левым, чем сам Чавес". Более того — этого политика вполне может поддержать и кандидат №2, несколько более либеральный Диосдадо Кабельо, за которым, безусловно, стоят вооруженные силы страны.

Понятно, что такой расклад ни в коем случае не устраивает наших заокеанских партнеров. Потому и на южноамериканском континенте, и у нас, развернута массированная кампания, призванная обеспечить приход на место президента Венесуэлы человека, который ни в коем случае не вздумал бы продолжать политику Уго Чавеса: "Российско-венесуэльские отношения, вероятно, будут возвращаться к норме", — камлают либерал-экономисты, подразумевая под нормой взаимоотношения "ты-мне, я-тебе". Уверенности им придает тот факт, что на похороны лидера боливарианского прогресса едут Игорь Сечин, Сергей Чемезов и Денис Мантуров — чисто деловые партнеры ушедшего главы республики, но не политическое руководство. Однако, не стоит кричать "гоп", покуда не прыгнул.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Илья Никонов
Илья Никонов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить