Подростки за рулем, или Обезьяна с гранатой

Возрастной порог на получение автомобильных прав (в России — с 18 лет) толкает многих мегаактивных подростков на нарушение закона, нелегальную езду без прав и прочие правонарушения. При этом тот же паспорт российские граждане получают в 14 лет. Да и международный опыт показывает, что есть страны, где вождение автомобиля разрешается с 16 лет.

На днях в городе Невынномыске Ставропольского края произошло ДТП, в котором пострадал 15-летний подросток. Вообще, такой новостью ныне мало кого удивишь — дорожный травматизм прочно занимает "пальму первенства" по тяжелым последствиям, обгоняя войны, катастрофы на других видах транспорта, даже преступность. Однако в данном случае была одна отличительная деталь — парень стал жертвой не лихача за рулем, а сам выступил в роли последнего. Молодой человек вместе с друзьями тайком от родителей купил старенькие "Жигули" за 10 тысяч рублей, подремонтировал — но не справился с управлением, врезавшись в дерево. Итог — тяжелая черепно-мозговая травма, госпитализация в городскую больницу.

Хорошо, если обойдется без внутричерепной гематомы — для удаления которой необходима нейрохирургическая операция. Впрочем, и ушиб мозга тоже придется лечить и лечить — больше месяца, а то и двух, при условии соблюдения полупостельного режима. Формально причины ДТП уже определены местным ГИБДД — "управление транспортным средством без водительского удостоверения" и "несоответствие скорости дорожным условиям". При желании можно было бы "раскрутить" и тот момент, как автомобиль оказался в руках почти детей, пусть даже заплативших за него деньги.

Впрочем, оформить такую сделку на подставных лиц (родственника, например), да еще при современной облегченной практике дачи доверенности (просто передачу техпаспорта, без визита к нотариусу) — раз плюнуть. И потом, как-то не очень хочется ругать ребят за их затею. Ну, правда — а что они сделали? Сложили вместе свои скромные сбережения, приобрели почти что "металлолом", привели его в божеский вид, чтобы осуществить мечту почти любого подростка — иметь свою собственную машину. Чтобы потом ездить на ней на рыбалку, возить знакомых девчонок — в общем, обычные ребячьи забавы.

И, заметим, все это на фоне того, что многие другие сверстники этих ребят посвящают свободное время, в лучшем случае, многочасовым "зависаниям" за компьютерными "стрелялками". А то и чему похуже… Да невынномысские подростки выглядят в этой связи, как будто переброшенные с помощью "машины времени" из 70-х годов прошлого века — когда техническое творчество молодежи, в том числе, по сбору собственных авто отражалось даже в кинофильмах той эпохи. Вот только с правом на езду для подростков ныне дела обстоят намного хуже.

Читайте также: Автомобилисты vs пешеходы - кто победит?

Руганный-переруганный "тоталитарный СССР" позволял любому водителю со стажем сесть на пассажирское кресло — и посадить за руль сына или дочь, если не изменяет память, с 14 лет. Достаточно было прилепить на стекла треугольник с буквой "У" посредине — чтобы окружающие знали, что за рулем ученик. Но и ГАИ такие машины не трогала. Теперь же, хотя обучение езде на автомобиле разрешено с 16 лет (на мотоцикле — с 14) — сам процесс разрешено проводить только специально обученным инструкторам, на специально оборудованных машинах (как минимум, с дублированием педалей — а то и вторым рулем) — и в таких же специально отведенных местах, типа автодромов. Ну, а полноценные права на машину дают лишь после 18, на машину "двухколесную" — с 16.

Вот и остается российским подросткам лишь кусать локти от зависти — да, подобно случаю, описанному выше, пытаться воплотить свою мечту о вождении "подпольным" образом. Конечно, сторонники нынешнего порядка допуска к вождению апеллируют к "обеспечению безопасности движения". Типа, недоросли еще недееспособны — куда ж их за руль пускать? Напьются, лихачить станут, всех передавят, ДТП спровоцируют, задев взрослых участников движения. Можно подумать, достижение 18-летнего рубежа автоматически гарантирует появление ума в голове. Ошибочность этого представления убедительно показывают резонансные аварии с участием "мажоров", описываемые старым анекдотом: "Права купил, машину купил — ездить не купил".

Между тем, паспорт юным гражданам России вручают уже в 14 лет. С этого же момента наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления — убийства, изнасилования, кражи и т. д. Добавить туда пункт об ответственности за аварийную езду — дело всего одной поправки. Да, в общем, необязательно даже задействовать Госдуму — определение минимального порога получения водительских прав отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Что довольно логично — если они, скажем, могут регулировать возраст вступления в брак, то уж когда юношам и девушкам можно садиться за руль — и подавно. В США, кстати, в большинстве штатов машину можно водить с 16 лет (в некоторых — даже с 14). "Ну так то ж Америка", — могут сказать скептики.

Но если хорошо подумать — Россия в целом не так уж отстала от заокеанской "цитадели демократии", отличаясь лишь в нюансах. Ведь мотоцикл в РФ можно водить с 16 лет, а мопед (или скутер) с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров — даже с 14! Правда, не везде — крупные автодороги для самых юных водителей находятся под запретом. Можно ли считать такое положение вещей способствующим безопасности? Смотря кого. Мотоцикл можно разогнать и до 150 км/час, мотороллер — до 60 точно (хотя теоретически, для подростков он должен комплектоваться ограничителем скорости до 40 км/час). При таких скоростях малейшая ошибка в управлении грозит падением и травмами, грозящими в лучшем случае инвалидностью разных групп. Недаром в советские времена была такая невеселая пословица: "Покупай "Яву" (популярная в те времена марка мотоцикла) — и копай яму". В смысле — на кладбище, для похорон.

Читайте также: Британец подстроил автокатастрофу родителям

Не меньшей опасности подвергаются и пешеходы. Попасть под колеса мчащейся на полном ходу двухколесной машины немногим лучше, чем под джип или даже "Жигули". Единственные, кто выигрывают в безопасности в такой ситуации — это водители автомобилей. Известно ведь, что при столкновении, скажем, микролитражки типа "Матиз" с тяжелым "внедорожником", у пассажиров последнего в 50 раз больше шансов остаться в живых, чем у экипажа "крохи". Ну, а при таком же столкновении мотоцикла с любым авто мотоциклиста может спасти только чудо. Когда, например, он "перелетит" по инерции через препятствие, о которое врезался — и умудрится не сломать при этом себе шею после приземления.

Так что, если говорить откровенно, стимуляция посадки молодежи до 18 лет на двухколесные машины запретом на вождение автомобиля — это довольно эгоистическая попытка взрослых водителей обеспечить себе большую безопасность за счет своих детей. Между тем, дай возможность последним ездить на куда более безопасном четырехколесном транспорте — дорожный травматизм редко пошел бы на убыль. Разумеется, при условии, что такой допуск совершался бы после обучения в автошколе — или, хотя бы, под присмотром родителей-автомобилистов, а не как в истории в Невинномысске.

Понятно, что права подростков за рулем можно было бы ограничить. Например, оборудуя их авто механическими ограничителями скорости — например, до тех же 40 км/час. Дополнительно можно было бы ставить на такой "юниорский" транспорт специальные сигналы, указывающие, кто едет за рулем — и так далее. Зато юные автомобилисты до достижение 18-летия нарабатывали бы самое главное для любого водителя — опыт за рулем. Который физически нельзя получить за несколько месяцев обучения даже в самой хорошей автошколе. А без этого водитель — источник серьезной потенциальной опасности для окружающих, независимо от паспортного возраста. Так что над указанной проблемой стоило бы задуматься более досконально, чем это происходит сейчас. Ведь залогом ее решения является большая безопасность российских граждан, только готовящихся вступить во взрослую жизнь.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить