"Ни одно ПВО не убережет от астероидов"

В Москве состоялось заседание политклуба на тему: "Продолжение военной реформы: будущее российской армии". На встрече обсудили назначение нового министра обороны Шойгу, создаваемое в Минобороне киберкомандование, астероидную угрозу, службу по контракту и, конечно, армейские реформы. Эксперты уверены, что реформирование армии будет продолжено.

По мнению директора Центра анализа мировой торговли оружием, главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко: "Вооруженные силы и общественное мнение очень позитивно восприняли назначение Сергея Шойгу министром обороны России. Он получил кредит доверия и поддержку. И своими первыми шагами он оправдал те ожидания, которые на него возлагались, по крайней мере, в символическом плане. Это возвращение суворовцев и нахимовцев на военные парады. Это возвращение погон на традиционное место для русской армии — на плечи. Это отмена непопулярных решений в системе военного образования. Принято решение, что Военно-медицинская академия остается в Санкт-Петербурге, а не переезжает куда-то в Ленинградскую область".

Эксперт отметил, что команда нового министра понимает важность информирования общественного мнения и это ведомство стало более открытым. Он подверг критике тех, кто высмеивает начинания по отмене портянок в российской армии. "Нужно избавляться от анахронизмов, — заметил Игорь Коротченко. — Давайте все-таки переходить на стандарты, которыми руководствуется передовые в военном отношении страны мира". Он поддержал тезис Шойгу о том, что тяготы и лишения бойцы могут испытывать лишь во время боевых учений, но никак не в быту.

В свою очередь, ответственный редактор еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин отметил, что, по его мнению, главная заслуга действующего министра состоит в том, что он "не разрушил наработанное командой Сердюкова", зато скорректировал "неумные реформы" в области военного образования и медицины.

Что касается необходимости готовится к вероятному ведению кибервойн, то, по мнению Игоря Коротченко, для этого должно быть создано отдельное главное управление в системе Генерального штаба. Затронул он и тему астероидной угрозы. Эксперт подверг критике "энтузиастов от науки и, не побоюсь этого слова, проходимцев, которые хотели бы поделить гигантские бюджеты, предоставляемые на защиту Земли от метеоритов". В нашей стране имеется концерн ПВО "Алмаз-Антей", который должен получить статус головной организации по разработке системы военно-космической обороны.

Читайте также: Встреча Челябинска с метеоритом: итоги

"Что касается антиастероидной защиты, то в ближайшие 70, а может быть и все сто лет, эта проблема с технической точки зрения нереализуема. Невозможно создать средства для перехвата космических объектов, летящих со скоростью 50 километров в секунду", — заключил Игорь Коротченко.

Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев сказал, что перед НАСА поставлена задача отслеживать движение астероидов, чей диаметр больше километра. В перспективе будут рассматриваться астероиды, диаметр которых в два раза меньше. "Вероятность попадания такого космического тела на Землю составляет раз в сто лет. Можно рассчитать вероятность попадания такого тела в населенный пункт, что практически близко к нулю. Никакая противоракетная оборона не может рассматриваться в качестве продолжения для борьбы с астероидами", — подчеркнул эксперт.

Владимир Евсеев остановился, в частности, на мифе о численности вооруженных сил РФ, якобы насчитывающих один миллион военнослужащих. "Это миф и все об этом знают. Во-первых, России один миллион не нужен. Во-вторых, одного миллиона нету. У нас всего 850 тысяч и больше не получается. В-третьих, я внимательно изучил все программы по набору контрактников. Все программы, которые были — оказались провальными. Проблема в том, как удержать контрактников. Они подписывают контракт на три года и по истечении этого срока 80 процентов контрактников уходит. Вопрос в том, как их удержать!" — отметил эксперт.

С такой точкой зрения согласен Василий Белозеров, сопредседатель Ассоциации военных политологов. Он отметил, что большинство заключенных с военнослужащими контрактов на деле оказались фикцией. Командирам ставили задачу и им волей-неволей приходилось рапортовать о формальных успехах. А у людей просто-напросто отсутствовала нормальная мотивация. "Если мы хотим набрать 425 тысяч человек по контракту — это весьма непростая задача. Нам ежегодно потребуется набирать по 50 000 человек. Молодых, здоровых, соответствующих всем требованиям по психическим и физическим показателям. Попробуйте каждый год вытаскивать такое количество людей из народного хозяйства!" — отметил эксперт.

Читайте также: Чаепития в Академии: Искусство служить Родине

Василий Белозеров находит неправильным решение о ликвидации института прапорщиков. Для идущих по контракту необходима перспектива роста, получения ряда званий. "Сейчас получается, что люди могут дослужиться до звания старшины. Честно говоря, я бы вернул не только звания прапорщика и старшего прапорщика, а еще бы сделал младшего прапорщика и главного прапорщика. Опыт разных стран показывает, что унтер-офицерская и фельдфебельская вертикаль очень важна и занимает до десятка званий. В Австрии, например, есть целая академия унтер-офицерская. Если мы хотим, чтобы офицер занимался своим делом и был освобожден от мелочных забот по опеке рядового состава, нужно вернуть в армию институт прапорщиков и сержантов", — сказал эксперт.

О возможной афганской угрозе аналитики высказались пятьдесят на пятьдесят. "Меня очень беспокоят планы США по значительному сокращению своего военного присутствия в Афганистане", — подчеркнул Владимир Евсеев. С его точки зрения России в этом регионе следует опираться не только на Казахстан, но и на другие страны, например, Узбекистан.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить