Состоялась самая "хамская" театральная премия

Состоялась "хамская" театральная премия

Московская ежегодная театральная премия Союза театральных деятелей РФ "Гвоздь сезона" — награда особая. Работу театра оценивают коллеги по цеху, у премии нет номинаций. Награждается весь театр, выпустивший спектакль. В феврале состоялась XI церемония награждения лауреатов и, как всегда, не обошлось без хохм, шуток-прибауток и актерских подколов.

Впрочем, совсем не подурачиться нельзя, ведь если одних назовешь лучшими, другие обидятся не на шутку. Поэтому церемония вручения наград началась и закончилась юмором. Все было сделано для того, чтобы максимально упростить и без того неформальную, дружественную атмосферу, снизить накал хорошо скрываемых страстей, десакрализировать театральный Олимп.

Это был самый настоящий театральный капустник, состоящий из дружеских пародий на самые громкие премьеры прошедшего театрального сезона столицы. Его провели режиссер Константин Богомолов и неизменный соведущий, актер Сергей Епишев.

"От нас ждут глупых шуток, — вещали они со сцены. — Как же это тяжело из года в год быть председателями-шутами. Это наш крест. Этот наш гвоздь, мы должны нести свой гвоздь и веровать. Мы планируем испортить вам праздник. За два часа мы наградим больше, чем Владимир Мединский за год".

Но все по порядку… Конкурсный отбор спектаклей проходил в два этапа. Сначала экспертный совет премии, состоящий из ведущих столичных критиков и театроведов, оценил премьерные постановки московских театров. По итогам сезона составили "короткий список", в который вошли наиболее интересные, по мнению Совета, спектакли. Все они стали финалистами премии. Обладателя главного приза — "Большого хрустального гвоздя" — выбирало жюри конкурса, возглавляемое председателем СТД РФ Александром Калягиным.

Финалистами конкурса стали пять спектаклей разных московских театров. Это "Великая магия" режиссера Евгения Писарева — театр имени А. С. Пушкина; "Таланты и поклонники", режиссер Карбаускис Миндаугас, театр имени Владимира Маяковского. "Тартюф", поставленный Павлом Сафоновым в театре на Малой Бронной. Главным победителем и обладателем "Большого хрустального гвоздя" был объявлен спектакль "Пристань", художественный руководитель постановки в театре имени Евгения Вахтангова Римас Туминас. Этот режиссер, работающий с актерами-богами, был без обиняков провозглашен ведущими церемонии чем-то вроде "божественного погонялы", точнее Куном — Николаем Куном, автором книги "Мифы древней Греции".

Читайте также: Революционер Берт, породивший "Таганку"

Хотя торжественное мероприятие по традиции и прошло в более чем неформальной обстановке, без официоза и пафоса, но едва ли это стало возможным, если бы собравшиеся не говорили на одном языке. Награждение премией "Гвоздь сезона", пожалуй, единственное мероприятие, на которое действительно ходят ради самой церемонии: она остроумна, злободневна и понятна собравшимся, которые попеременно хихикали, смеялись и хохотали. Аплодисменты не смолкали.

"Мы подлинные виртуозы глумления, — вещали со сцены ведущие, — совершенствовавшие свое мастерство годами. Никто не смог остановить нас за это время. Никто не смог нас обуздать. Мы словно кричим: взнуздай нас театральная Москва, выпори нас на конюшне, дай нам люлей. Но здесь уже и люлей дать некому".

Но это утверждение оказалось явно преждевременным. Спектакль "Дороги, которые нас выбирают", поставленный Валерием Архиповым в Театре Сатиры, первого приза не получил, но чем-то наподобие Гран-при стало появление на сцене художественного руководителя театра Александра Ширвиндта. Несколько десятилетий он, вместе со своим постоянным партнером Михаилом Державиным, был звездой московских театральных капустников.

Теперь Александру Ширвиндту и говорить-то уже ничего не нужно. Публика рада любому его появлению. И вот наступил исторический момент: Александр Анатольевич, взойдя на сцену, благословил молодых ведущих вручением скромного цветка и лобызанием: "Настоящие театры за призами присылают одного человека — сказал он, намекая на Гран-при, — а незамысловатые театры — приходят всей труппой. Это ироничный, хамский праздник, бесхитростно-незамысловато-ненужный — и это замечательно!"

Читайте также: Карло Гольдони: Снимая маску с театра

Александр Анатольевич вспомнил старую театральную шутку, эпиграмму поэта Сергея Михалкова, сочиненную на некогда очень уважаемого драматурга Георгия Мдивани: "Искусству нужен так Мдивани, как острый гвоздь в диване". Так что советская эстафета юмора оказалась, по словам Александра Ширвиндта, успешно подхвачена "вбиванием хрустальных гвоздей в незамысловатые задницы нашей культуры".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить