Принудительное лечение наркомании

Наркоманов обязательным лечением не напугать

Комиссия правительства России по законопроектной деятельности одобрила проект закона о лечении больных наркоманией по решению суда. Поправки предлагается внести в закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также в Уголовный кодекс и Кодекс об административных нарушениях РФ. Но приведет ли это к решению проблемы наркомании?

Окончательный текст изменений ожидает утверждения на одном из ближайших заседаний правительства — пока же его "черновик" обнаружить на правительственных сайтах довольно затруднительно. Впрочем, судя по всему, "утечка информации" спланирована специально — видимо органы власти перед вынесением официального решения хотят прозондировать общественное мнение на предмет упомянутых законодательных новаций.

Главные "киты" российской социологии, ВЦИОМ и Левада-центр, хранят на этот счет молчание — свежих соцопросов по поводу отношения к вопросу принудительного лечения наркоманов на их сайтах нет. Правда, соответствующий интернет-опрос размещен на сайте Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Голоса принявших участие в опросе, распределились следующим образом:

Необходимо принудительное лечение всех потребителей наркотиков — 50 процентов

Необходимо принудительное лечение лиц, систематически употребляющих наркотики — 14 процентов

Необходимо принудительное лечение только больных с диагнозом наркомания после официальной постановки на учет — 15 процентов

Лечение должно быть добровольным — 17 процентов

Пусть решают специалисты — 4 процента

Что ж, настроения посетителей сайта ФСКН весьма показательны — за принудительное лечение как минимум тех, кому поставлен диагноз "наркомания" выступает 79 процентов — более, чем "конституционное большинство". Так что, основания у Службы для внесения вышеупомянутых поправок, ожидающих одобрения правительства, более чем весомые.

Но не будут ли они выхолощены перед тем, как стать частью российского законодательства? Ведь сообщение правительства звучит довольно обтекаемо: "Законопроектом предусматривается наделение суда полномочиями по возложению на лиц, больных наркоманией, а также лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, дополнительной обязанности пройти курс лечения от наркомании и медико-социальную реабилитацию, либо курс профилактических процедур"Весь вопрос в мере ответственности за уклонение от такой "дополнительной обязанности", а также главной цели упомянутых "курсов лечения или профилактических процедур".

Читайте также: Опиоиды: нет боли - нет любви

Так, если за уклонение от "почетной лечебной обязанности" будет полагаться обычный штраф (как, кстати, и за само употребление наркотиков — до 4 тысяч рублей), можно заранее сказать с полной уверенностью — что "уклонистов" от судебных решений будет ну очень много. Если же за это уклонение будет предусмотрено реальное лишение свободы — тогда, конечно, ситуация сразу изменится. Однако пока об уголовной ответственности за употребление наркотиков (а уголовные санкции за отказ от лечения от наркомании — это, фактически, синоним такой ответственности), о необходимости введения которой ФСКН ратовала еще в прошлом году, ничего не говорится.

То же самое касается и результатов лечения. Лечиться ведь можно по-разному. Например, сотни миллионов людей в мире регулярно "борются с избыточным весом" — правда, худеют в лучшем случае считанные проценты. Потому что, скажем, итоги похода в спортзал на час-другой легко нивелируются съеденным пирожком или тортиком. И толк от такого "лечения" — нулевой.

Между тем, по информации главного нарколога Минздрава Евгения Брюна, сутки стационарного лечения больного наркоманией обходятся где-то в тысячу рублей, стоимость необходимых курсов за год — от 300 до 500 тысяч. Короче — эквивалент не самого плохого автомобиля, новенького, не б/у. Даже если государство найдет на эти дорогостоящие курсы деньги, будет ли от них толк? Это ж ведь все равно, что лечить алкоголика дезинтоксикацией, витаминами, препаратами, улучшающими функцию печени. Да, состояние здоровья, самочувствие человека от такой терапии заметно улучшится, хроническое отравления организма сойдет на нет, улучшится функция всех органов и систем. И что, кто-то всерьез верит, что после этого любитель Бахуса бросит пить? Да, наоборот, он в самом прекрасном расположении духа начнет новую пьянку, неизбежно переходящую в запой. Потому что, даже сняв "физическую зависимость", абстинентный синдром, врачи ничего не могут сделать с зависимостью "психической", тягой к тому самому алкогольному экстазу или наркотическому кайфу, запредельным удовольствиям, недоступным "простым смертным". За которые любители токсического зелья платят дорогой ценой, но они готовы платить эту цену.

Самостоятельно больной что алкоголизмом, что наркоманией от своей болезни избавиться не может — это аксиома наркологии. А медицина реально помочь может лишь в одном случае, если человек сам захотел избавиться от этого недуга. Стимул может быть положительным — новая любовь, обретенный смысл жизни, вера и так далее. Или отрицательным — страх неких очень серьезных неприятностей, перевешивающих негатив от лишения любимой "дури". Это может быть и зашитая под кожу "торпеда" с тетурамом у алкоголиков, гарантирующая тяжелейшее отравление уксусным альдегидом при употреблении даже минимальных доз спиртного — или "торпеда" психологическая, "кодировка", обещающая больному те же неприятности, только реализуемые через докторское внушение. Главное, чтобы стимулы были достаточно мощными — иначе им не переломить патологическое желание к опьяняющим мозг веществам.

Но "закодировать" наркоманов весьма непросто. Их просто нечем пугать в плане неприятных физиологических реакций — "ломка" куда страшнее всего, что может придумать даже опытный психотерапевт. С другой стороны, страх самой наркотической абстиненции может стать неплохим сдерживающим фактором у наркоманов. Именно так их "лечат" во многих странах Востока — помещают в камеру и не дают наркотиков. Медпомощь оказывается лишь тогда, когда ее неоказание угрожает жизни. Даже битья плетьми, традиционного наказания за такое в исламских странах не надо — несколько дней пребывания в настоящем аду для многих страдающих пагубной привычкой оказывается достаточно, чтобы крепко задуматься — а не стоит ли с ней "завязать"?

Угроза же тюремного заключения если не за само употребление наркотических веществ, то за отказ эффективно от него лечиться, тоже вполне может стать эффективным отрицательным стимулом. Если же лечить наркомана в обычных медицинских учреждениях, открытого типа, где он, (параллельно с лечением — или сразу после него) может продолжать принимать любимые "колеса" — такая "принудиловка" выродится в обычное транжирство государственных денег.

Тогда уж проще сразу перейти к западно-гуманистическим моделям — бесплатной раздаче синтетического наркотика метадона. Который тоже вызывает зависимость не хуже героина — но хоть побочные эффекты у него будут поменьше. И, уж во всяком случае, при его приеме меньше шансов будет заразиться СПИДом из-за нестерильного шприца или "посадить" печенку из-за жутких ингредиентов всевозможных "широк".

Читайте также: Наркополиция устроила облаву на "Джигурду"

А для успешной борьбы с наркоманией необходимо сочетание сразу нескольких факторов. Для начала — определиться, наконец, надо ли проявлять к наркоманам, как к обычным больным — или же, как к больным "экстраординарным". Да, в Российской Федерации лечение проводится на добровольной основе, но есть и исключения. Например, если человека спасают от суицида, его везут в "центр антикризисной психиатрии" независимо от его желания. Если же склонный к суициду гражданин решит организовать "клуб самоубийц", с вовлечением в него новых членов — тут уж будут задействованы и статьи УК. Хотя бы — "доведение до самоубийства".

Между тем, ситуация с наркоманией — абсолютно идентична. Страдающие ей обречены на скорую смерть, после быстрого старения и массы тяжелых болезней. Но несмотря на это, они вовлекают в свою субкультуру все новых неофитов. Да уже за это одно их можно и принудительно лечить, и изолировать от общества с даже наличной законодательной базой. Тем более, что ныне выявлять употребляющих наркотики лиц проще простого — соответствующие тест-полоски для анализа мочи используются, например, при экспертизе водителей на предмет алкогольного и наркотического опьянения. Просто внедрять их надо не с такой деликатностью, как это частенько наблюдается ныне.

Как, скажем, это сделано в отношении московских школьников — лишь с согласия их родителей или их самих. А согласия родителей здоровых учащихся, хотят ли они, чтобы рядом с их детьми учились малолетние наркоманы, могущие в любой момент предложить их чадам "запретный плод", вовлекая в уже затянувшую их самих паутину, спросили? Эти же тесты можно широко внедрить при приеме на работу (вряд ли любой работодатель захочет иметь не то, что бухгалтера, но даже дворника-наркомана) в вузах, в больницах. И при обнаружении положительного результата уделять такому человеку ну очень пристальное внимание — как врачей, так и правоохранителей. Для начала — обязать его сдавать тесты на наркотики, скажем, еженедельно. И тогда сразу выяснится, кто уже стал настоящим наркоманом, а кто просто еще "балуется" и может оставить пагубную привычку из-за страха возможных неприятностей.

Больных же действительно надо лечить. Только при обязательной ответственности их самих за результаты лечения. Если не можешь удержаться на свободе от употребления "дури" после проведенного курса, значит, свободу эту необходимо ограничить. В первую очередь, для блага самого больного. Это ведь все равно, что вынуть самоубийцу из петли. Будем надеяться, что поправки, вносимые правительством, смогут решить эту задачу радикально.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"   

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить