Челноков приравняли к оптовикам и приговорили к пошлинам

Российская легкая промышленность хочет жить. Без китайской конкуренции

Повышаются цены на все. Дорожает электричество тепло, транспорт, телефон. Теперь вот российское правительство фактически приравняло одиночек-челноков к торговым фирмам. Теперь россиянину негде будет купить низкокачественный китайский ширпотреб. На популярных ныне оптовых рынках все подорожает, а тысячи челноков пополнят армию безработных.

Челноки, с началом экономических реформ в России насытившие грошовым ширпотребом голый российский потребительский рынок, уйдут в прошлое, уступив место оптовикам и незнакомой нам всем в лицо российской легкой промышленности. С сегодняшнего дня в России изменены правила ввоза товаров физическими лицами. Теперь не платя пошлину можно ввезти не больше 50 кг товара не дороже 1 тыс. долларов. Причем груз придется через границу сопровождать лично. Все, что превысит установленную норму, будет облагаться таможенной пошлиной и НДС на общих основаниях. До начала следующего года партии весом 50-100 кг и стоимостью 100-5000 долларов сохранят льготы – не будут облагаться НДС.

Как утверждает «Газета.Ру», принятие таких мер пролоббировали в Минэкономразития РФ Российский союз кожевников и Российский профсоюз текстильной и легкой промышленности. Сегодня российских производителей не устраивает, что дешевый турецкий и китайский ширпотреб практически задушил в стране собственное производство. Стороннику скорейшего вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Герману Грефу отечественные лоббисты подсунули особенно привлекательный аргумент – особые таможенные правила для челноков не соответствуют нормам ВТО. Российские производители говорят, что хотели бы конкурировать с импортом «на равных», но совершенно очевидно, что они предпочли бы вообще исключить дешевый импорт из экономического оборота страны.

С другой стороны, сегодня ни одно ведомство страны не в состоянии реально оценить ущерб, наносимый нелегальной торговлей. Так, по оценкам экспертов, только в 2000 году «теневой» импорт товаров легкой промышленности составил 10,8 млрд. долларов, а в 2001 году – 12,4 млрд.. Общие потери для федерального бюджета составили 148,6 млн. рублей и 46 млн. долларов. Сегодня считается, что товары, ввозимые в страну челноками, составляют от 70 до 90% общего объема потребления. Естественно, товар завозится без каких-либо документов, подтверждающих их качество, а тем более подлинность. Если эти цифры верны, то российский потребительский рынок в ближайшие месяцы просто рухнет. Дешевые товары исчезнут, а дорогие мало кто сможет купить. Степень платежеспособности значительной массы россиян хорошо известна.

Сомнительно, чтобы массы российских потребителей сочувственно отнеслись к такому рвению отечественных производителей неизвестно чего и правительственных чиновников. Россиянам сегодня все равно, какой товар купить. Лишь бы на него хватило денег.

Не испытают восторга и сами челноки. Если раньше у них имелось достаточно возможностей обходить существовавшие барьеры, то теперь партию товара невозможно разбить на мелкие порции с соответствующими доверенностями. Челноки обещают поднять цены на 20%, но совершенно очевидно, что многие из них просто пойдут по миру. Потому что и такого повышения цен достаточно, чтобы товар стал неконкурентоспособным. По разным оценкам челночным бизнесом в России занимается от 4 до 6 млн. человек. Каким образом правительство намерено смягчить социальную напряженность, когда эти люди останутся без средств к существованию?

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить