"Автотор" хочет построить автомобильный кластер в Калининграде

Калининград претендует на статус автогиганта

Калининград ищет, где бы раздобыть 38,7 миллиарда рублей. Деньги нужны региону для развития автопрома. На территории области находится второе по величине автомобилестроительное предприятие в России (после АвтоВАЗа) — "Автотор", занимающееся сбором иномарок. В настоящий момент компания имеет намерение построить шесть новых заводов полного цикла.

"Автотор", предприятие бывшего члена ЦК КПСС Владимира Щербакова, собирает на территории РФ легковые автомобили таких европейских и азиатских марок, как BMW, Chevrolet, Hummer, Kia и иных. На компанию приходится более половины валового регионального продукта (ВРП) Калининградской области.

В настоящий момент "Автотор" совместно со своими партнерами готов серьезно расширить производство. Так, запланировано строительство шести автомобильных заводов полного цикла, каждый из которых рассчитан на выпуск не менее 250 тысяч автомобилей в год, и 15-ти заводов по производству автокомпонентов, пишут "Известия". По проекту строительство будет производиться в два этапа, однако в весьма сжатые сроки: второй (и он же заключительный) этап планируется завершить уже в 2018 году. Ежегодный объем продукции составит около 770 миллиардов рублей. При этом около 20 процентов того, что будет произведено предназначается для отправки на экспорт.

Читайте также: Грядет новый передел мирового авторынка

В настоящий момент предпринимаются попытки договориться о том, чтобы строительство финансировалось за счет федерального бюджета. Несмотря на то, что "Автотор" — частная компания, развитие российского автопрома входит в число приоритетных задач государственной власти и проект Москву заинтересовал. С поддержкой идеи строительства еще в 2011 году выступил президент (а на тот период времени премьер-министр РФ) Владимир Путин.

Скорее всего, деньги в размере 38,7 миллиарда рублей выделены будут. Тем более, что, как подчеркивают в Минпромторге, впоследствии объекты останутся в государственной и в муниципальной собственности. В настоящий момент Минрегионразвития совместно с правительством Калининградской области разработали проект государственной программы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", основываясь на вышеупомянутом сообщении Владимира Путина о его поддержке проекта. В ноябре 2012 года губернатор Калининградской области Николай Цуканов письменно напомнил президенту о его словах и попросил присвоить проекту статус государственной программы.

Пока такого статуса проект не получил. Да и денег на него тоже пока не выделили. Минрегион требует денег от Минфина, но, поскольку от Минфина постоянно кто-нибудь да требует денег, выдавать их последний не спешит. По имеющемся данным, однако, у Калининградского проекта еще имеется шанс быть про финансированным в текущем году.

По расчетам чиновников, вложение бюджетных средств в строительство должно стать выгодным. При этом проект не будет долгоокупаемым: уже в течение восьми-десяти месяцев после открытия кластер должен возместить расходы бюджета за счет налогов с производства.

Помимо заводов, кстати, в Калининградской области планируется возвести всю сопутствующую инфраструктуру. Не только минимально необходимую, вроде транспортной и энергетической, но и жилую: школы, больницы, детские сады, спортивные и культурные объекты и прочее. Строительство кластеров (единых комплексов нескольких разнородных, однако взаимосвязанных объектов) в последнее время вообще приобретает популярность в РФ. Так недавно Bigness. Ru уже писал про кластер, с легкой руки СМИ получивший название "Русского Кембриджа", который планируется возвести в Подмосковье.

Читайте также: Последние дни города-призрака Детройта

Компания "Автотор", основанная в 1996 году, уже через 10 лет, в 2006-м, попала в список 200 крупнейших российских частных компаний, составленный журналом "Форбс". Хотя в 1998 году в результате кризиса финансовое положение компании стало критическим и в отношении нее была начата процедура банкротства (введено внешнее наблюдение), "Автотор" преодолел трудности.

По данным "Форбс", в 2012 году с конвейера "Авторора" сошло около 265 тысяч иномарок, а суммарная выручка составила порядка 200 миллиардов рублей. Кроме того, в собственности "Автотора" находится более 100 тысяч гектаров земли в Калининградской области, где расположено автопроизводство.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить