На Украине произошла медиареволюция

В начале февраля в СМИ появилось сообщение о том, что один из самых популярных украинских телеканалов "Интер" вместе с несколькими каналами помельче проданы Валерием Хорошковским олигарху Дмитрию Фирташу. Тем самым власть избежала опасности, сравнимой с оранжевой революцией — почти полного отсутствия телевизионной поддержки на выборах 2015 года.

1 февраля информационное пространство Украины было буквально "взорвано" кратким сообщением: телеканал "Интер" сменил собственника. Надо заметить, что, как и в России, в медиапространстве ее юго-западной соседки канал каналу — рознь. Сразу после распада СССР власти республики тут же перекоммутировали привычный частотный диапазон. Место традиционной "первой кнопки" заняла бывшая "третья", украинское государственное телевидение; вторую российскую программу выкинули вообще, а ОРТ перебросили на третий частотный диапазон, с чуть меньшим покрытием, чем первые два. Впрочем, с учетом невысокого уровня местных передач, "третья кнопка" тут же вновь заняла первые строчки в рейтингах популярности.

Вот тогда-то в светлые головы незалежных украинских политиков и пришла гениальная мысль — сделать так, чтобы их соотечественники, по привычке смотря вроде бы российское телевидение, на самом деле потребляли идеи, сгенерированные в самом Киеве. В итоге, уже при якобы пророссийском президенте Кучме в 1996 году и появился канал "Интер", окончательно заменивший собой ОРТ. Большая часть развлекательных программ и фильмов на котором была действительно российского производства, а вот все новостное и политическое вещание — доморощенного. Включая замену самой популярной со времен Союза программы "Время" в традиционные девять вечера.

Данная линия (с небольшими модификациями) проводится до сих пор. Русскоязычная аудитория (и те прагматичные национал-патриоты, которые понимают, что местным каналам до уровня российских еще очень далеко) с удовольствием смотрит "почти российский" "Интер" и на фоне эйфории от просмотра качественных передач проглатывает и то, что очень мало способствует развитию российско-украинской дружбы. Так или иначе, но указанный ресурс имеет стратегическое значение. До победы Ющенко он принадлежал Игорю Плужникову, близкому к лидеру "объединенных" социал-демократов и главе президентской администрации Кучмы Виктору Медведчуку.

В 2005 году о покупке "Интера" договаривался российский бизнесмен Константин Григоришин, кстати, до сих пор прилагающий немалые усилия по укреплению дружбы между братскими народами обеих стран. Но незадолго до завершения сделки 45-летний Плужников умер от печеночной недостаточности в немецкой клинике "Фридерикенштифт".

Вот тут-то немедленно и вырисовался новый покупатель — уже украинский бизнесмен Валерий Хорошковский. Сделавший весьма неплохую карьеру при Кучме — став в 33 года министром экономики. Уже тогда зарекомендовавший себя рьяным "западником" — именно с его подачи Леонид Данилович фактически сорвал подписание реально действующего соглашения о создании Единого экономического пространства с Россией. Однако к 2006 году г-н Хорошковский уже не был "чужим" для оранжевой власти. Точнее для одного из ее лидеров, Виктора Ющенко, незадолго до этого вусмерть разругавшегося с Тимошенко. Тем более, что Валерий Иванович в это время близко сошелся с Дмитрием Фирташем, владельцем концерна Росукрэнерго, через который Украина не только получала российский газ, но и занималась его реэкспортом, получая неплохие прибыли для новой элиты страны.

Читайте также: Киев провоцирует РФ на "закручивание вентиля"

А уж когда раздрай по линии Ющенко-Тимошенко достиг апогея — для Хорошковского наступил воистину "звездный час". Назначенный президентом на влиятельную должность заместителя главы Службы Безопасности, чиновник-бизнесмен приложил немало усилий для защиты своего патрона от неистовой премьерши. Тем не менее, после победы на президентских выборах 2010 года Януковича, Валерий Николаевич не просто остался при власти, но даже упрочил в ней свое положение. Глава СБУ, министр финансов, первый вице-премьер — вот главные ступеньки его карьеры. Тем более, что Дмитрий Фирташ в этой время стал не просто посредником между Киевом и Москвой, но одним из главных спонсоров победы президента из Донецка.

Однако рафинированное западничество Хорошковского и тут сыграло с ним злую шутку. Плюс, конечно, взаимная личная неприязнь с премьером Николаем Азаровым, в том числе и по причине большего тяготения последнего к идее ТС. Когда после парламентских выборов 2012 года правительство было отправлено в отставку, "первому вице" стало известно, что в новом составе кабмина ему ничего не светит. И он не нашел ничего лучше, как громко хлопнуть дверью, дав интервью оппозиционной газете о том, что подает в отставку из-за "недостаточных темпов евроинтеграции".

Впрочем, признаки грядущего разрыва намечались и ранее. Уже с начала осени новостные программы "Интера" работали вовсе не так, как это приличествует мнению находящегося в правительстве политика. И больше лили воду на колесо рвущейся к власти оппозиции. Заодно стали крепнуть слухи, что пока еще соратник Януковича понемногу начинает примерять на себя президентские регалии — за которые вроде бы готовится побороться в 2015 году.

А в конце года Хорошковский решил окончательно "перейти Рубикон", изгнав со своего канала популярного российского телеведущего Евгения Киселева с его не менее рейтинговым ток-шоу "Большая политика", на которую приходили "звезды первой величины" украинского политбомонда. Причина столь радикальных мер: Киселев, конечно, не "топорно", а весьма виртуозно подыгрывал власти в выборе тем, приглашенных оппозиционеров и т. д. Вместо российского топ-журналиста на "Интер" была срочно рекрутирована с "5 канала" телеведущая Анна Безулик. Которая, скажем, в одной из своих программ прошлых лет с такой яростью набросилась на министра образования Дмитрия Табачника за его "антиукраинскую политику", что ей в тот момент могли позавидовать, наверное, и политики ультранационалистической "Свободы". Новое ток-шоу Безулик стало называться "Справедливость". Видимо, для соответствия названию на последнем его эфире не присутствовало ни одного представителя провластных кругов — передача превратилась в чисто оппозиционную тусовку. Между тем, такое положение в украинском медиапространстве угрожает стабильности власти, пожалуй, побольше, чем самые радикальные выходки упомянутой "Свободы" и сторонников Тимошенко вместе взятых.

Отметим, что на Украине телеканалы поделены между несколькими ведущими олигархами. Киев прямо контролирует лишь "Первый национальный канал", но ввиду транслируемой по нему все годы независимости "шароварщины" и прочего "квасного патриотизма", рейтинги "первой кнопки" можно разглядеть разве что под микроскопом.

"Вторая кнопка", канал 1+1, имеет значительно больший авторитет, но он принадлежит богатейшему олигарху Игорю Коломойскому, не успевшему вовремя переметнуться от оранжевых в лагерь победителей — да так и оставшегося в оппозиции, пусть и довольно мягкой. ТРК "Украина", принадлежащая самому богатому олигарху Украины Ринату Ахметову, конечно, прямо ругать Януковича не будет, но и былой дружбы между бизнесменом и президентом тоже нет. Еще треть медиапростанства принадлежит зятю Кучмы, еще одному богатейшему олигарху Виктору Пинчуку. Который, опять же, власть чаще поддерживает, но лишь тогда, когда она следует в западном направлении.

В таких условиях потеря еще одной доброй трети телересурса, находящегося под контролем Валерия Хорошковского, с перспективой ее перехода на жесткую критику власти была бы для последней просто смерти подобной. Ввиду этого, почти сразу после увольнения Евгения Киселева с "Интера", и состоялась продажа канала новому владельцу за весьма значительную сумму — 2,5 миллиарда долларов. Теоретически, возможность сделки обсуждалась с 2009 года. Пикантная деталь — тогда г-н Хорошковский тут же поставил в известность о своих планах американского посла — вдруг что-то "Вашингтонскому обкому" не понравится?

Но, в общем, никто из наблюдателей не сомневается в истинных причинах молниеносного ускорения "сделки десятилетия". Хотя, конечно, официальной причиной в устах телемагната было объявлено следующее: "В сложившихся обстоятельствах у меня нет возможности обеспечивать дальнейшее развитие группы, и именно эти обстоятельства стали главным мотивом для продажи"Между тем, на форумах нередко всплывает аналогия между скоропостижной кончиной в расцвете сил предыдущего владельца канала 45-летнего Игоря Плужникова — с прозрачным намеком на то, что Валерию Николаевичу тоже как раз исполнилось 44 года. Кстати, сразу после заключения сделки, олигарх-политик немедленно исчез в неизвестном направлении — во всяком случае, на Украине его следов не удалось обнаружить самым дотошным журналистам. Как говорится, "береженого Бог бережет" — так что не стоит забывать и о том, что "в каждой шутке есть доля шутки".

Читайте также: Киев всполошил даже позапрошлых глав США

Как бы там ни было, но в соседней с Россией стране свершился передел медиапространства, сравнимый с настоящей революцией. Ну или со своевременным предотвращением последней. Не факт, конечно, что при новом владельце "Интер" будет рассыпаться в комплиментах Москве — но, по крайней мере, оппозиция (которая, за исключением коммунистов, радикально антироссийская) отныне не будет иметь на популярном ресурсе основополагающего влияния.

Любопытный штрих напоследок — в числе основных трех кандидатур на должность нового генпродюсера "Интера" рассматривается двое видных российских тележурналистов — Дмитрий Киселев и Леонид Парфенов. Лишнее доказательство тому, что с обретением независимости, профессионализм и качество автоматически не обретаются — а без последнего единственным исходом является деградирование в "хуторянство". И не только в сфере телевидения…

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить