Что делать с детьми-агрессорами?

Дети-агрессоры все понимают и осознают

Время от времени в СМИ появляются леденящие душу истории о преступлениях, главную роль в которых играют несовершеннолетние. Причем, в роли преступников. Между тем, ученые продолжают спорить, с какого возраста человек становится полностью ответственным за свои действия. Так должны ли дети отвечать за свое криминальное поведение — и каким образом?

Не так давно британские ученые обратились к правительству с предложением повысить возраст уголовной ответственности для несовершеннолетних. В Англии, Ирландии и Уэльсе она установлена с 10 лет — к этой планке предлагается добавить еще 2 года. Мотивы следующие: у детей, дескать, недостаточно развиты зоны мозга, ответственные за принятие тех или иных решений. А, значит, бедные детишки просто не понимают, что нарушают закон — за что ж их наказывать?

При этом отдельные ученые мужи добавляют, что полностью эти зоны формируются, в лучшем случае, к 20 годам. Что ж, при такой постановке вопроса, общими фразами, и впрямь несложно пожалеть указанных деточек — заодно поскорбев о "жестокости мира взрослых". Но это до тех пор, пока на глаза не попадутся конкретные примеры деяний "цветов жизни" — чаще в отношении своих сверстников и ребят помладше. Не так давно, например, пара бесшабашных второклассниц раздели догола на 40-градусном морозе не понравившуюся им девочку, после чего несчастная провела на холоде более получаса. А уж "подвиги" девчонок постарше, в возрасте, когда несмотря на уголовную ответственность за "растление несовершеннолетних" последние активно делят симпатичных ребят, живо заставляют вспомнить практику признанных извергов в мировой истории.

С год назад, скажем, несколько старшеклассниц решило проучить свою 14-летнюю подружку за "увод чужого парня" вполне в духе расправы фашистов над советским генералом Карбышевым — раздев ее догола на морозе и начав обливать ледяной водой из шланга. Хорошо еще, что у юных садисток не хватило фантазии привязать жертву после экзекуции к дереву на всю ночь — ее таки отпустили после "вразумления" домой, и девушка отделалась "всего лишь" воспалением легких и небольшими обморожениями. На таком фоне о сходных деяниях мальчишек особо и говорить не хочется. Тем более, что почти каждый может стать жертвой подростковых банд, оказавшись "в ненужное время в ненужном месте" лицом к лицу со стаей злобных недорослей.

Думается, что сами ученые мужи, коснись их самих или их детей драмы, описанные выше, могли бы поменять свои рекомендации на противоположные. Хотя, кто знает, может быть они сказали бы в духе писателя Анатолия Приставкина, в свое время состоявшего главой комиссии по помилованиям при президенте России, и выступавшего за отмену смертной казни. И на некорректный вопрос: "А что бы Вы сделали с негодяем, изнасиловавшим вашу собственную дочь?" писатель несколько цинично, зато честно ответил: "Достал бы автомат — и убил бы ублюдка. Но это моя личная позиция, а свою гражданскую позицию с требованием отмены смертной казни я не меняю".

Читайте также: Полиция: детям-агрессорам нужна помощь

Как бы там ни было, но уголовная ответственность для несовершеннолетних все же существует. В Британии, как указывалось выше, с 10 лет, во многих штатах США — с 12. Кстати, юных американских преступников за особо тяжкие преступления сразу не казнят — но, тем не менее, могут привести заслуженный приговор в исполнение после достижения ими совершеннолетия. В России за тяжкие преступления знакомство с УК наступает с 14 лет. Впрочем, реальная ответственность наступает намного ранее, с 11 лет, когда ребенка могут по решению суда отдать на срок до трех лет для обучения в закрытой специальной школе. Которая, по сути, является той же тюрьмой — покинуть ее весь срок "спецобучения" нельзя. Ну, а царящие там среди ее обитателей нравы, если чем и отличаются от "малолетки" или взрослой "зоны", то разве что более откровенным "беспределом", не сдерживаемого даже косметическими усилиями "смотрящих" и "воров в законе".

Впрочем, до недавнего времени детям до 11 лет действительно мало что угрожало. Кроме, разве что, так называемой "ответственности родителей" — сродни такой же мнимой "ответственности" владельцев бойцовых собак за искалечивание последними подвернувшихся их зубам прохожих. Но и для таких правонарушителей "лафа", похоже, закончилась. Ведь, как бы не ругали (и справедливо!) ювенальную юстицию, но с ее помощью отобрать у "плохих родителей" детей можно хоть с пеленок. И, согласно букве закона, критерием несоответствия родителей своему званию может являться не только некормленность-неухоженность чад, но и отсутствие должного воспитания последних, выразившееся в совершении ими серьезных преступлений.

Так что, избил до полусмерти сверстника — будь добр пожаловать в интернат, подальше от хороших ли, плохих ли, но все же родных людей, в общество чужих воспитателей и таких же "трудных", как ты сам детишек. Хоть и не тюрьма, и уголовной ответственностью это не называется — но мало все равно не покажется. И все-таки — а как же быть с "недоразвитостью мозга" у несовершеннолетних?

Личное мнение автора статьи — это полный бред. Мозг (точнее — психика) и останется недоразвитой, если не заниматься ее воспитанием. А процесс последнего необходимо начинать чем раньше, тем лучше. В трудах признанных гениев гуманистической педагогики рефреном повторяется мысль, выраженная в следующем диалоге:

— Моему ребенку еще только 2 года, можно ли начинать его воспитание?

— Не только можно — но и нужно! Вы и так опоздали на два года…

Собственно, сам процесс воспитания тоже во многом зиждется на наказании и поощрении. Не обязательно с помощью ремня или хрестоматийного пряника, но хотя бы без моральных стимулов научить юного человека, "что такое хорошо — и что такое плохо" вряд ли получится. В конце концов, с помощью "условных рефлексов" удается дрессировать даже животных, а ведь мозг дошкольника развит на порядки лучше. Так что прекраснодушные рассуждения о якобы "невменяемости" несовершеннолетних — это "разговоры в пользу бедных". Что, кстати, отлично подтверждают сами же подростки. Они могут избить и ограбить чужака, но никогда не полезут "крысятничать" у своих приятелей. Потому что точно знают, если закон еще будет колебаться относительно осознания ими своей вины, то друзья такими глупостями заморачиваться не будут, отделают так, что будет урок на всю оставшуюся жизнь.

Читайте также: Грядет диктатура балованных детей

Другое дело, что сама система наказаний могла бы понести важные изменения. Ведь в настоящее время она колеблется между двумя крайностями — "условным наказанием" и реальным лишением свободы. Первое, без четкого осознания того, чего подростку удалось избежать в тюрьме, не всегда ведет к исправлению. А отбытый полный срок нередко становится "тюремным университетом", способом формирования законченного преступника. А вот если бы, к примеру, в спецшколы, ВТК и прочие "квазизоны" отправляли поголовно всех правонарушителей — ситуация могла бы измениться. Просто период пребывания там мог бы составлять всего-то несколько дней или даже часов. К примеру, попадает туда новичок — "старожилы" и местные "авторитеты" начинают его долго и весьма болезненно "прописывать", что нередко заканчивается и "опусканием". Вот в такой трудный момент правонарушителя и можно выпускать для "условно-досрочного освобождения". С ненавязчивым предупреждением: "Если попадешься снова — мы тебя вернем в ту же ситуацию, для выхода из которой ты несколько часов назад был готов на все".

Думается, после такого опыта заниматься прежними подвигами на "гражданке" желающих резко бы поубавилось. Впрочем, конечно, кому-то тюремная романтика, наверное, пришлась бы по душе. Но такова уж блатная специфика — "авторитеты" не могут жить без "шестерок" и "опущенных". И при недостатке последних начинают искать "париев" в среде собственной псевдоэлиты, подобно поведению пауков в банке. Ну так самых отпетых можно держать в изоляции долго-долго…

Так что, право, не стоит заниматься псевдонаучным оправданием несовершеннолетних преступников, выдавая им форменную "индульгенцию" до возраста, в котором многие уже заводят семьи, а юноши отслуживают положенный срок в армии. Чем больше таких "индульгенций" — тем более размыта грань между добром и злом в душах людей, склонных к преступлениям, независимо от числа прожитых ими лет. Зато жизнь остальных членов общества становится все более неуютной.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить