Дело Гонгадзе: приговор длиной в 12 лет

29 января Печерский районный суд Киева приговорил к пожизненному заключению Алексея Пукача, экс-генерала и бывшего главу департамента наружного наблюдения МВД Украины, виновного в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе в сентябре 2000 года. Впрочем, по мнению и осужденные, и ряда наблюдателей, истинные виновники преступления не понесли наказания.

Наверное, ни один журналист не сыграл столь большую роль в украинской политике, как главный редактор интернет-издания "Украинская правда" Георгий Гонгадзе. Его исчезновение, а затем находка в Таращанском лесу на Киевщине его обезглавленного тела стали камнем, который вызвал лавину. Которая, в конце концов, смела власть не просто президента Леонида Кучмы — но привела к коренному развороту украинской внешней и внутренней политики после победы Виктора Ющенко.

Вначале настоящую бурю вызвало обнародование с трибуны Верховной Рады записей разговоров главы государства, сделанных майором Госохраны Николаем Мельниченко — где Леонид Данилович якобы требовал от подчиненных "разобраться с Гонгадзе". Потом начались акции "Украина без Кучмы" — а закончилось все победоносным "Майданом" по классическому рецепту "цветных" революций. И во всех этих акциях погибший журналист служил символом сродни иконе великомученика, на которой клялись отомстить его убийцам.

После прихода к власти "оранжевого" президента, казалось, никаких препятствий к расследованию резонансного преступления уже не осталось. Действительно, вскоре были арестованы три офицера департамента наружного наблюдения МВД, непосредственно убившие оппозиционного журналиста — они получили в 2008 году от 12 до 13 лет лишения свободы. Но, разумеется, наказание простых исполнителей не могло удовлетворить общественное мнение. Ведь элементарная логика подсказывает, что по собственной инициативе три милиционера вряд ли пошли бы на "мокрое дело", да еще и находясь на службе в серьезной организации. Такое делается лишь по приказу сверху.

Однако с поисками авторов преступного приказа как-то не сложилось. Непосредственный начальник убийц, глава милицейской "наружки" генерал Пукач был уволен на пенсию еще в 2003 году, а после ухода Кучмы скрывался от следствия и даже был объявлен в международный розыск. Впрочем, нашли его не где-нибудь в африканских джунглях, солнечной Швейцарии или на Багамских островах, но в захолустном украинском селе, где он вполне открыто вел простую крестьянскую жизнь. Причем, по словам соседей, попавшим в прессу, нередко принимал гостей с большими звездами на милицейских погонах.

Забегая наперед, скажем — экс-генерал (впрочем, лишенный звания только после приговора) свою вину признал. По его словам, приказ "разобраться" он получил от непосредственного начальника — тогдашнего министра МВД Юрия Кравченко. Тем не менее, вместе с подчиненными милиционерами Пукач вначале не собирался убивать Гонгадзе, но "применил к нему меры физического воздействия", чтобы узнать, не был ли тот шпионом. В шпионаже журналист не признался, хотя и сказал, что собирал для посольства США "компромат" на украинскую власть, за что ему было обещано 400 тысяч долларов. Но потом завязалась драка, в ходе которой похищенный и был задушен лично генералом, а затем обезглавлен.

Все время объявления вердикта подсудимый сидел молча и лишь на вопрос судьи: "Вам понятен приговор?", вполголоса ответил: "Он будет понятен только тогда, когда Кучма и Литвин будут со мной". Напомним, что Владимир Литвин в 2000 году был главой Администрации Кучмы, и его голос тоже есть на пленках майора Мельниченко в эпизодах, касающихся Гонгадзе.

Только уверенности в том, что гипотетические заказчики убийства будут хоть когда-нибудь изобличены, практически ни у кого нет. Начнем с того, что цепочка, ведущая "наверх", была прервана еще в 2005 году — тогда за день до вызова на допрос погиб экс-министр МВД Юрий Кравченко. Официальная версия — самоубийство, хотя самоубийцам как-то не свойственно стреляться два раза — а именно столько ран было обнаружено в голове подозреваемого.

Что же касается того, что именуется "пленками майора Мельниченко" — увы, их в природе просто не существует. Ведь записи делались на цифровой диктофон — а им, в отличие от аналоговых записей на кассетах, особой веры нет: современная компьютерная техника способна синтезировать и смикшировать все, что угодно. Так что громким разоблачениям отставного охранника одни верят, другие — нет, но ни один суд в мире не согласиться принять эти записи в качестве неопровержимого доказательства.

 

И потом— судя по словам самих же непосредственных исполнителей преступления, приказа конкретно убивать им никто не давал. "Разобраться" — да, но душить и обезглавливать… Это уже из разряда того, что именуется "эксцесс исполнителя": грубо говоря, "доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет".

Но самое главное препятствие к полному расследованию резонансного преступления — большая политика и статус лиц, причастных к убийству Гонгадзе по версии ряда СМИ и экспертов. Тот же Владимир Литвин после ухода из Администрации Кучмы занимал влиятельнейший пост главы парламента, способствовал достижению компромисса в разгар "оранжевых" событий, потом входил в правящую коалицию Ющенко-Тимошенко. С 2008 года опять занимает важное место в парламентских раскладах, играя со своей партией роль "золотой акции", необходимой крупным игрокам-конкурентам для получения большинства. Это получалось у Владимира Михайловича настолько успешно, что, получив в конце 2008 года пост спикера Рады, он сохранил его даже после победы в 2010 году Януковича — до новых парламентских выборов в октябре 2012 года.

Ясно, что столь "нужного человека", оказавшего массу услуг и "оранжевым" и "бело-голубым", власть будет холить и лелеять. Еа всякий случай, держа про запас показания рядовых исполнителей в деле Гонгадзе — но чтобы уголовное дело возбуждать?

С Леонидом Кучмой ситуация еще более ясна. Вероятнее всего, дело в обещании личной безопасности, данном ему Ющенко в обмен на бескровную передачу власти в 2005 году. Не исключено, что и под гарантии Запада. В пользу этой версии говорит и то, что генерала Пукача "усердно искали" целых четыре с лишним года, в том время как он мирно жил под боком у целого сонма сыщиков милиции и госбезопасности.

Да и сразу после ареста расследование явно спускали на тормозах — хотя, казалось бы, оранжевый лидер должен был бы выжать по максимуму на приговоре "преступному кучмисту" в канун президентских выборов 2010 года. Не выжал — тем более, что ввиду его до предела ожесточившихся разногласий с премьером Тимошенко, Виктор Андреевич счел за лучшее уступить свой пост бывшему сопернику на выборах 2004 года Януковичу — что в конце концов и произошло. Между тем, раскрутка дела Гонгадзе больше помогла бы как раз фаворитке оранжевого электората Юлии Владимировне.

Самое интересное, что из всех больших игроков на украинской политической "шахматной доске" нынешний президент наименее заинтересован в сокрытии истины. Ведь в 2000 году Виктор Федорович был довольно далек от столичной политики — в нее он пришел намного позже. Да и повода быть особенно благодарным Кучме, из-за нерешительности которого "оранжевые" отобрали у Януковича уже одержанную им победу, у нынешнего украинского лидера просто нет. Недаром уголовное дело против Леонида Даниловича было возбуждено Прокуратурой в 2011 году — что, правда, завершилось оправдательным приговором суда.

Читайте также: Политическая эквилибристика Литвина

Другое дело, что у украинской власти нет особых причин подыгрывать и "оранжевым", реанимируя в информационном пространстве повод, когда-то приведший к "цветной революции". Впрочем, опасность последнего сейчас довольно слабая — "ющенковская пятилетка" скомпрометировала в глазах бывших сторонников саму идею таких акций.

Скорее всего, нынешний приговор генералу Пукачу вызван одной причиной — показать и собственным гражданам, и всему миру объективность украинского правосудия. Дескать, смотрите, мы и бывших "своих" не щадим, если они закон преступают. А следующей мишенью для громкого процесса может стать уже отбывающая наказание в колонии экс-премьер Юлия Тимошенко — на этот раз ее обвиняют в соучастии в резонансном убийстве в 1996 году депутата и олигарха Евгения Щербаня. Недаром ранее упомянутого экс-майора Николай Мельниченко уже привлекли к громкому делу в качестве свидетеля — с надеждой, что на его "пленках" найдется козыри и против Юлии Владимировны.

Так что, судя по всему, нынешний процесс по делу Гонгадзе — последний. Рядовые исполнители и их непосредственный начальник осуждены, против гипотетических заказчиков неопровержимых доказательств нет, само дело уже не вызывает прежнего общественного резонанса — слишком много на нем спекулировали в последние 12 лет. На очереди — другие громкие процессы, куда более актуальные для нынешней украинской политической элиты.

Читайте самое актуальное в рубрике "Мир"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру