Юбилей Юрия Башмета

Юрий Башмет — спаситель альта

27 января на сцене Большого зала консерватории выступит камерный ансамбль "Солисты Москвы". Музыканты будут исполнять произведения на инструментах Амати, Гварнери и Страдивари из собрания Государственной коллекции уникальных инструментов России. Это будет заключительный концерт в честь 60-летия Юрия Башмета, день рождения которого — 24 января.

Юрий Башмет — виртуоз, выдающийся альтист нашего времени. Он заставил весь мир с уважением относиться к струнному инструменту под названием "альт". До него альт очень редко становился солирующим инструментом в музыкальных произведениях. Благодаря ему — занял лидирующее положение в современном концерте. Альты в основном были аккомпанирующими инструментами, потому что от них не требовалось гибкости и интенсивности звука, присущей скрипке. Репертуар у альта был небольшим. А теперь для альта пишутся произведения.

Музыканты всегда относились к этому инструменту со снисходительным высокомерием: раньше альт выбирали вынужденно, потому что по каким-либо причинам не годились для скрипки. Об альтистах сочиняли анекдоты "Альтисты оркестра — восточные фризы, они не богаты, к тому же ленивы и боязливы".

"Программа международного конкурса альтистов: 1-й тур — настройка инструмента; 2-й тур — вождение смычком по пустым струнам. Программа 3-го тура не объявляется, все равно до него никто не доходит".

Анекдот от Юрия Башмета: "На выступление оркестра не приехал дирижер. Что делать — потеря концерта грозит появлением дыры в бюджете. Стали звонить одному, другому — все дирижеры заняты. И вдруг альтист на последнем пульте говорит: вся наша концертная программа — это моя дипломная работа 25-летней давности. То есть вызывается дирижировать концертом. Встает к пульту, и четыре дня оркестр дает концерты. На следующий день приходит новый дирижер, альтист садится на свое место. Его сосед — альтист на соседнем пульте спрашивает: "А где ты был все это время"?"

Благодаря своему мастерству и своей увлеченности Башмет смог сделать альт модным (в хорошем смысле слова) сольным инструментом.

Мстислав Ростропович, авторитет и объективность которого не оспаривают во всем мире, как-то признался, что Башмет сделал для альта то же, что он сам для виолончели. А после одного из совместных с Башметом концертов заявил: он, Ростропович, запрещает всем рассказывать анекдоты про альтистов минимум на полгода.

Из всех современных смычковых инструментов альт появился первым. Тембр у него густой, менее яркий, чем скрипичный. По размеру инструмент больше скрипки. Приемы игры на альте отличаются от приемов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой. Из-за больших размеров инструмента техника игры более ограничена, чем техника игры на скрипке. Поэтому музыканту необходима лучшая растяжка пальцев левой руки. На альтах играют исполнители с сильными руками и разработанной техникой. Альтисты должны иметь крупное телосложение и большие руки. Для скрипачей таких ограничений нет. Мало кто из музыкантов одновременно владел и скрипкой, и альтом: Паганини, Ойстрах и Башмет…

Читайте также: Станиславский искал ключ к подсознанию

Никто не предполагал, что в семье, далекой от искусства, вырастет музыкант, который своим мастерством заставит восхищаться весь мир. Родители Юрия Башмета не были профессиональными музыкантами. Мама — филолог, папа — инженер-железнодорожник. Как любой нормальный родитель, мама старалась оградить ребенка от негативного влияния улицы — и найти ему занятие для души, которым можно было бы заниматься после школы. Скрипка в те времена стоила не более 15 рублей — и была самым дешевым инструментом. Так судьба сына была мамой определена. После первого класса его в добровольно-принудительном порядке обязали заниматься на скрипке. Мама Башмета была мудрой женщиной, и следила за тем, чтобы ребенок чрезмерно не напрягался и не уставал. Если замечала, что занятия затянулись, отправляла кататься на велосипеде. Только благодаря пониманию и любви мамы у ребенка не выработалось отвращение к музыке и скрипке. Знаменитый педагог Солярский любил повторять, что ему нужны талантливые мамы, а не талантливые дети — и что если мама действительно хочет, чтобы ребенок стал музыкантом, он им станет несмотря ни на что.

В дальнейшем Юрий был переведен в специальную музыкальную школу, где совмещали общее и специальное музыкальное образование. Для этого нужно было перескочить через класс. Но на скрипичном отделении не было места. А класс альтистов имел вакансии. Маме было абсолютно все равно: альт — большая, но все же скрипка. Для альта ребенок был мал, поэтому он пока играл на скрипке, но в альтовом классе. Башмет стал лучшим скрипачом в школе: преподаватели не хотели, чтобы он переходил в альты. Самому Юрию больше нравилась гитара, а скрипка… Только ради душевного спокойствия мамы. Педагог по скрипке дал потрясающую технику, научил понимать душу инструмента. Один альтист дал Башмету ценнейший совет — переходить на альт, тогда будет больше свободного времени для занятий на гитаре. А в скрипичном классе репетиции по восемь часов. Так благодаря желанию больше отдавать времени игре на гитаре мир обрел уникального музыканта — альтиста.

В честь Юрия Башмета пройдет трехдневный музыкальный фестиваль. На двух московских сценах: в Концертном зале имени Чайковского и Большом зале Консерватории. На юбилейные торжества соберутся гости со всего света. Пройдут четыре мировые премьеры: специально к юбилею Башмета написал пьесу китайский композитор Тань Дунь. Пьесу для альта и виолончели написал Джованни Солима, автор обязательного произведения для виолончелистов на последнем, XIV конкурсе имени Чайковского. Еще одну пьесу — Арвидас Мальцис. Дуэт для скрипки и альта — кумир джазовой музыки Жан-Люк Понти.

Первый вечер состоится 23 января в Консерватории. Будут исполнять двойной концерт Макса Бруха для альта и кларнета, затем концерт для скрипки и альта Андре Превина, подаренный специально скрипачке Анне-Софи Мутер и Юрию Башмету. Затем — симфоническую поэму для альта, хора и оркестра "Стикс" Гия Канчели, тоже посвященную Башмету.

25 января в Концертном зале имени Чайковского пройдет "Гала-концерт", где будут участвовать Денис Мацуев, Максим Венгеров, квартет имени Бородина, Игорь Бутман, балерина Ульяна Лопаткина, Иосиф Кобзон, Лариса Долина и многие другие. Обещаны сюрпризы и много юмора.

Заключительный вечер пройдет 27 января в Консерватории. Прозвучит концерт Моцарта для фортепиано с оркестром, цветистый концерт для альта с оркестром Талемана (написанный в 18 веке), романтический струнный квартет "Смерть и девушка" Шуберта. К камерному ансамблю "Солисты Москвы" присоединятся австрийский пианист Олег Майзенберг и виолончелист из Италии Джованни Солима.

Сам юбиляр будет играть на альте со своим коллективом, о котором газеты Парижа писали: "Поразительно видеть и слышать, как эти 19 музыкантов способны справиться со своей индивидуальностью, чтобы создать абсолютный ансамбль".

Грядут три дня, которые потрясут весь мир.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Любовь Ермакова
Любовь Ермакова
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *