"Сейчас не революция, надо бы соображать"

В этом году начнется внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Сначала в экспериментальном порядке, а с 2020 года он будет распространен на все общеобразовательные учебные заведения. Притом что критиков у стандарта - хоть отбавляй.

Разработка ФГОС для старшей сопровождалась бурными дискуссиями. Наивысшей точки они достигли после письма преподавателя русского языка и литературы Сергея Волкова, опубликованного в конце января 2011 года. Он обратил внимание на то, что согласно предложенному варианту стандарта, для учеников старших классов обязательными будут только ОБЖ, физкультура, "Россия в мире" и индивидуальный проект. Остальные дисциплины ученики должны были выбирать на свое усмотрение - но не менее семи предметов.

В итоге утверждение первоначального варианта было приостановлено по распоряжению тогда еще председателя правительства Владимира Путина.

Новый вариант вступил в силу после публикации приказа "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"  в "Российской газете" в конце июня прошлого года. Правда, и в нынешнем виде критиков ФГОС предостаточно.

Согласно образовательному стандарту для старшей школы, у учеников будет шесть обязательных общих предметов базового уровня - русский язык и литература, математика, иностранный язык, "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности и физкультура.

К базовым предметам добавляются предметы по выбору, школьники обязаны выбрать как минимум по одному. Предметы объединены в следующие группы - "Филология и иностранный язык" (русский язык и литература, родной язык и литература, иностранный язык, второй иностранный язык), "Общественные науки" ("Россия в мире", история, география, экономика, право) , "Математика и информатика" (математика, информатика), "Естественные науки" (естествознание, физика, химия, биология).

Обязательно нужно будет выбрать и уровень обучения - либо базовый, либо углубленный. На обязательные предметы отводится 60 процентов времени, 40 процентов - на выбранные учениками.

В первоначальном варианте проекта стандарта был предусмотрен также интегрированный уровень. В процессе обсуждения от обязательного его введения вроде было решено отказаться. Но не все так просто.

Кандидат филологических наук, учитель литературы гимназии № 1516 Алексей Федоров отмечает, что в стандарте для старших классов русский язык и литература сведены в один предмет. "Притом, что он не называется интегрированным курсом, он просто называется как один предмет - "Русский язык и литература".  Хотя  и в начальной школе эти предметы изучаются отдельно - литературное чтение и русский язык,и в основной школе эти предметы изучаются по отдельности , и социальные науки - литературоведение и лингвистика имеют разную теоретическую основу", - отметил преподаватель.

"А вот почему-то в старшей школе кто-то нашел  возможным предложить нам такой  странный симбиоз, не пояснив ничего. И если начнут требовать реального исполнения этого в школе, за счет изменения учебников, за счет перетрясти учебных планов, то я боюсь, что мы как минимум один из этих предметов потеряем. Скорей всего, это будет литература", - отметил Федоров.

Содержание курса литературы в новом стандарте вообще вызывает много вопросов у специалистов.  В частности,  значительное сокращение количества часов, отведенных на изучение литературы. По новому ФГОС, на них отводится 140 академических часов на базовом уровне. Это на треть меньше по сравнению со стандартом 2004 года.

Содержание курса литературы тоже стало предметом полемики. Из него исчезли произведения Николая Лескова, Александра Куприна, Алексея Толстого. Вместо них включены современные авторы - Людмила Улицкая ("Казус Кукоцкого"), Виктор Пелевин ("Generation П"), Асар Эппель ("Травяная улица") и другие.

"Беда то не в том, что сокращена программа классики (что, конечно, плохо), а в том, что за счет чего она сокращена. То есть вместо действительно безусловных классиков вставлены писатели, которые еще не доказали свою классичность", - отметил главный редактор "Литературной газеты", писатель Юрий Поляков. 

"Еще неизвестно, будут ли читать Улицкую через 20 лет, будут ли читать Пелевина, будут ли читать Асара Эппеля. А вылетели Вампилов, Лесков, Рубцов, Куприн - то есть настоящие писатели-классики", - отметил он.

По словам Полякова, все это очень напоминает ему "20-е годы, когда изгоняли Пушкина, Достоевского, чтобы вставить Михаила Голодного, Безыменского, пролетарских писателей". Но если тогда были первые годы революции, то "сейчас на третьем десятке лет строительства капитализма надо бы уже соображать головой", заметил главред "Литературной газеты".

Претензии к новым ФГОС предъявляют не только гуманитарии. По словам доктора педагогических наук, преподавателя математики Физико-математического лицея №1557 Александра Прокофьева, ничего положительного о новом образовательном стандарте он сказать не может. По его мнению, речь идет о сокращении преподавания основных естественных дисциплин - математики, физики, химии.

"Если смотреть всю предысторию создания этого стандарта, то было оставлено всего несколькодисциплин, а все основные естественно-научного профиля либо вообще изъяты, либо объединены. Что-то там попытались сделать после того, как предыдущий вариант был встречен в штыки, но особо это картину не улучшило", - сказал Прокофьев.

"Не знаю, кто его готовил, но, судя по всему, чиновники готовили. Профессионалов, которые непосредственно понимают в образовании, там фактически не было", - подытожил он.

Алексей Федоров обращает внимание на еще одну проблему - в стандарте отсутствует содержательный раздел. "В стандарте 2004 года был перечень дидактических единиц, которые обязательны для изучения в школе по всем предметам. Сейчас этого перечня нет. То есть стандарт заявляет требования к образовательным учреждениям, к выпускнику на выходе. А за счет чего эти требования должны быть выполнены, он не определяет", - отметил он.

"Получается что государство устранилось от проблем содержания образования. И тем самым возникает масса недобросовестных способов эту пустоту содержательно заполнить", - подчеркнул Алексей Федоров.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить