Школьников заставят корпеть над историей кино

Школьников заставят изучать кинематограф

Министр культуры Владимир Мединский торжественно представил, а глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов с благодарностью принял проект списка "100 фильмов" для факультативного изучения в школе. Теперь школьники будут изучать отечественный кинематограф. Список разноплановый: в нем есть Эйзенштейн, Роу, Гайдай, Тарковский и другие.

В прошлом году на кинематографическом съезде встретились умудренный жизнью режиссер Никита Михалков и молодой министр культуры. Поговорили. В ходе беседы у них возникла интересная мысль — предложить в наших школах изучать кино. Министр оказался "не мальчиком, но мужем" — полгода спустя после той судьбоносной встречи список был готов. Он появился с помощью опросов, проходивших на сайте Министерства культуры РФ и в других местах. Проголосовало, высказало свое мнение 40 тысяч человек, список получился поистине народный.

Однако и профессионалы киноведы тоже принимали участие в его создании, точнее сокращении, отсекая все лишнее. Приложили руку: ВГИК, ВНИИ киноискусства Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Российский институт культурологи, Российский институт истории искусств, Госфильмофонд России, Союз кинематографистов. Дело то серьезное, ведь фильмов в России за сто лет — снято гораздо больше ста. Одним из первых был у нас в еще царской России немой фильм Александра Дранкина "Степан Разин или Понизовая вольница". Он, кстати, есть в списке. Среди других картин, предложенных для изучения в школе "Александр Невский" и "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Туда вошли "Обыкновенный фашизм" и "Девять дней одного года" Михаила Ромма. "Иваново детство" и "Зеркало" Андрея Тарковского. "Неоконченная пьеса для механического пианино" и "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова. А так же "Сто дней после детства" Сергея Соловьева, "Бриллиантовая рука" Леонида Гайдая, "Курьер" Карена Шахназарова.

Однако, эти и другие фильмы — не называются "самыми лучшими" или эталонными. Это просто хорошие фильмы, "рекомендованные для просмотра детьми в школе".

Проект списка подготовлен, юридические вопросы решены, права на демонстрацию приобретены. Следующий этап работы предстоит Министерству образования и науки. Его руководитель заверил, что работа начнется очень энергично и без раскачки, по каждому фильму надо будет снова провести экспертного обсуждение, на этот раз педагогами и детскими психологами. Будут учтены возрастные ограничения, что можно смотреть в третьем классе, что в седьмом, а что и в одиннадцатом, детям после шестнадцати. Многие продвинутые школы смогут сами разобраться в этом, но министерство окажет помощь.

К началу следующего учебного года школам уже будут даны рекомендации, что посмотреть на уроках. Или после уроков, возможны варианты, ведь многие фильмы — идут больше чем сорок пять минут. Но то, что они будут использоваться в школе — это точно. И не только факультативно. Если предоставлена возможность использовать в школе на уроках шедевры советского и российского кино, то отчего же не проиллюстрировать ими уроки литературы, истории.

По мнению министра Дмитрия Ливанова, фильм "Война и мир" Сергея Бондарчука должен изучаться школьниками одновременно с романом Льва Толстого. Часто культурные образцы, на которых дети учатся — не известны их родителям. Они говорят на разных языках. Увеличивается разрыв между представителями старшего поколения и молодыми. Проще всего сокращать этот разрыв с помощью настоящего искусства. Кроме того, сейчас наши школы сами учатся работать с детьми разных культур и народов. Мы в этом не уникальны, другие страны тоже сталкивались с этим. В этой ситуации становиться задача выработки общего культурного кода. Возникает необходимость возвращения от децентрализации к единым образовательным стандартам.

Конечно, цифра 100 достаточно условна, никто не собирается на ней зацикливаться. Вполне возможно, что проект списка будет дополняться другими фильмами, не только игровыми, но и анимационными, документальными. А так же учебными, которых было снято в прежние времена очень много, увы, прикладные, утилитарные фильмы такого рода устаревают гораздо быстрее, чем произведения искусства.

Главное, что после ста лет существования кинематографа на него обратили внимание. Точнее, об этом подумали руководители на самом верху, ведь учителя энтузиасты в школах — используют кино для улучшения, облегчения своей работы уже давно. И это эффективный способ увлечь детей.

Вспоминая свой собственный детский опыт, могу поделиться тем, как сорок лет тому назад мне было необыкновенно интересно смотреть даже не кино, а… учебные диафильмы. Для педагогов, которые кино не очень любят (таких кто не любят вовсе, наверное, наберется немного) будут организованы курсы переподготовки — все очень серьезно, на высоком государственном уровне, "по-взрослому".

Проект списка "100 фильмов для изучения в школе":

1. А если это любовь? — Ю. Райзман, 1961
2. А зори здесь тихие — С. Ростоцкий, 1972
3. Адмирал Нахимов — В. Пудовкин, 1946
4. Айболит-66 — Р. Быков, 1966
5. Александр Невский — С. Эйзенштейн, 1938
6. Андрей Рублев — А. Тарковский, 1966
7. Аэлита — Я. Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате — Г. Чухрай, 1959
9. Бег — А. Алов, В. Наумов, 1970
10. Белеет парус одинокий — В. Легошин, 1937
11. Белое солнце пустыни — В. Мотыль, 1969
12. Белорусский вокзал — А. Смирнов, 1970
13. Берегись автомобиля — Э. Рязанов, 1966
14. Бесприданница — Я. Протазанов, 1936
15. Бриллиантовая рука — Л. Гайдай, 1968
16. Броненосец "Потемкин" — С. Эйзенштейн, 1925
17. В бой идут одни "старики" — Л. Быков, 1973
18. В огне брода нет — Г. Панфилов, 1968
19. Веселые ребята — Г. Александров, 1934
20. Внимание, черепаха! — Р. Быков, 1969
21. Война и мир — С. Бондарчук, 1965-1967
22. Волга-Волга — Г. Александров. 1938
23. Восхождение — Л. Шепитько, 1976
24. Гамлет — Г. Козинцев, 1964
25. Дама с собачкой — И. Хейфиц, 1960
26. Дворянское гнездо — А. Кончаловский, 1969
27. Девять дней одного года — М. Ромм, 1961
28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен — Э. Климов, 1964
29. Доживем до понедельника — С. Ростоцкий, 1968
30. Друг мой, Колька! — А. Салтыков, А. Митта, 1961
31. Дядя Ваня — А. Кончаловский, 1977
32. Ёжик в тумане — Ю. Норштейн, 1975
33. Живые и мертвые — А. Столпер, 1963
34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) — М. Хуциев, 1964
35. Звезда — А. Иванов, 1949
36. Земля — А. Довженко, 1930
37. Зеркало — А. Тарковский, 1974
38. Золушка — Н. Кошеверова, М. Шапиро, 1947
39. Иван Грозный (1-2 серии) — С. Эйзенштейн, 1944-1946
40. Иваново детство — А. Тарковский, 1962
41. Иди и смотри — Э. Климов, 1985
42. Илья Муромец — А. Птушко, 1956
43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж — А. Кончаловский, 1967
44. Калина красная — В. Шукшин, 1973
45. Ключ без права передачи — Д. Асанова, 1976
46. Королевство кривых зеркал — А. Роу, 1963
47. Красные дьяволята — И. Перестиани, 1923
48. Крылья — Л. Шепитько, 1966
49. Курьер — К. Шахназаров, 1986
50. Летят журавли — М. Калатозов, 1957
51. Маленькая Вера — В. Пичул, 1987
52. Марья-искусница — А. Роу, 1959
53. Мать — В. Пудовкин, 1926
54. Машенька — Ю. Райзман, 1942
55. Месть кинематографического оператора — В. Старевич, 1913
56. Мечта — М. Ромм, 1941
57. Молодая гвардия — С. Герасимов, 1948
58. Монолог — И. Авербах, 1972
59. Морозко — А. Роу, 1964
60. Начало — Г. Панфилов, 1970
61. Не горюй! — Г. Данелия, 1969
62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков — Л. Кулешов, 1924
63. Неоконченная пьеса для механического пианино — Н. Михалков, 1976
64. Несколько дней из жизни И. И.Обломова — Н. Михалков, 1979
65. Неуловимые мстители — Э. Кеосаян, 1966
66. Новый Гулливер — А. Птушко, 1935
67. Обыкновенный фашизм — М. Ромм, 1966
68. Они сражались за Родину — С. Бондарчук, 1975
69. Освобождение — Ю. Озеров, 1972
70. Охота на лис — В. Абдрашитов, 1980
71. Пацаны — Д. Асанова, 1983
72. Петр Первый — В. Петров, 1937
73. Печки-лавочки — В. Шукшин, 1972
74. Пиковая дама — Я. Протазанов, 1916
75. Плохой хороший человек — И. Хейфиц, 1973
76. Подвиг разведчика — Б. Барнет, 1947
77. Покаяние — Т. Абуладзе, 1984
78. Подранки — Н. Губенко, 1976
79. Проверка на дорогах — А. Герман, 1972
80. Путевка в жизнь — Н. Экк, 1931
81. Радуга — М. Донской, 1943
82. Республика Шкид — Г. Полока, 1966
83. Семеро смелых — С. Герасимов, 1936
84. Смелые люди — К. Юдин, 1950
85. Стенька Разин (Понизовая вольница) — В. Ромашков, 1908
86. Сто дней после детства — С. Соловьев, 1975
87. Собачье сердце — В. Бортко. 1988
88. Судьба человека — С. Бондарчук, 1959
89. Тихий Дон — С. Герасимов, 1957-1958
90. Утомленные солнцем — Н. Михалков, 1994
91. Холодное лето пятьдесят третьего — А. Прошкин, 1987
92. Чапаев — Г. Васильев, С. Васильев, 1934
93. Человек с киноаппаратом — Д. Вертов, 1929
94. Чужие письма — И. Авербах, 1975
95. Чук и Гек — И. Лукинский, 1953
96. Чучело — Р. Быков, 1983
97. Школьный вальс — П. Любимов, 1978
98. Щит и меч — В. Басов, 1968
99. Юность Максима — Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве — Г. Данелия, 1963
Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить