Показ фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец 'Потемкин'"

В самом лучшем фильме нет вымысла и женщин

18 января 1926 года на экраны страны вышел фильм режиссера Сергея Эйзенштейна "Броненосец 'Потемкин'", который с тех пор неизменно входит в десятку лучших кинолент всех времен и народов. В начале декабря 1925 года на страницах газеты "Правда" появилось рекламное объявление, в котором фигурировало еще сценарное название кинокартины — "1905 год".

К 20-й годовщине первой русской революции сценаристка Нина Агаджанова-Шутко и режиссер Сергей Эйзенштейн обратились к реальным событиям, которые произошли в июне 1905 года на броненосце "Князь Потемкин Таврический". Если верить информации газеты "Вечерняя Москва" от 30 января 1926 года, то за первые два дня показа "Броненосец "Потемкин" дал сбора больше, чем за неделю принес голливудский киношлягер тогдашнего сезона "Робин Гуд" с популярным Дугласом Фэрбенксом.

Изменение сценарного название картины привело к ошибке в переводе на немецкий язык — Panzerkreuzer Potemkin. Исходя из тогдашнего русского названия и технических характеристик судна речь могла идти только о линейном корабле. Русский военно-морской термин "эскадренный броненосец" применялся к такого типа судам до 1907 года, а после 1907 года их стали называть "линейными кораблями". Следовательно, название фильма на немецкий язык правильнее было перевести, как Gepanzertes Schiff Potjomkin, или лучше Panzerschiff Potjomkin.

Термин Panzerkreuzer в России употреблялся по отношению к броненосным крейсерам. Мы неспроста говорим про Германию, куда продали негатив киношедевра. К слову, в советской Одессе "Потемкина" показали только в 1927 году, а в США его увидели уже в августе 1926 года. Европа раньше Советской России познакомилась с фильмом Эйзенштейна. Благо немое кино, за исключением небольших субтитров, не требовало перевода.

У западного зрителя этот фильм пользовался успехом, несмотря на то, что немецкая фильма-кинопрокатчик Prometheus Film нещадно перемонтировала ленту, опасаясь цензуры, сократила и выбросила целые эпизоды. В частности, по требованию министерства юстиции и военного ведомства — рейхсвера — из киноленты удалили все сцены, на которых офицеры бросают за борт восставших матросов. Купюрам подвергся знаменитый эпизод массового расстрела на Одесской лестнице: не показывали мертвых и раненых, полностью удалена сцена со скатывающейся по ступенькам детской коляской. Словом, такое кино не отвечало первоначальному замыслу Сергея Эйзенштейна.

Время от времени фильм на Западе вообще запрещали. В защиту картины выступали многие европейские интеллектуалы. Выдающийся немецкий писатель Лион Фейхтвангер (Lion Feuchtwanger) в своем романе "Успех" (Erfolg) детально описал этот фильм, который в книге называется "Броненосец "Орлов", и задокументировал его ошеломляющее влияние на европейскую зрительскую аудиторию. Фильм быстро оценили по достоинству не только друзья Советской России.

Министр пропаганды Третьего рейха доктор Йозеф Геббельс на встрече с кинематографистами весной 1933 года назвал "Потемкина" "чудесным фильмом" и отметил, что "даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами", а нетвердые в своих убеждениях люди, после его просмотра могли сделаться большевиками. Аналогичную точку зрения на "Потемкина" высказывали и другие кинокритики. "До тех пор неизвестная ритмика и динамика монтажа делают этот революционный фильм особенно убедительным произведением, которое показывает полемический контраст между господами и подчиненными и эмоционально приводит зрителей к политическим выводам.

Фильм интересен не столько с исторической точки зрения, сколько как поучительная пьеса для агитации кинематографическими средствами", — написано про "Броненосец 'Потемкин'" в авторитетной "Энциклопедии международных фильмов" (Lexikon des Internationalen Films), издающейся в Германии с 1945 года."Фильм без вымысла, без женщин, без сюжета; занимательность заменена тенденцией", как писал Фейхтвангер, захватил героя его книги циничного министра юстиции Отто Кленка, не желавшего попадаться на "удочку киноспекулянтов, раздувающих эту сенсацию" — т. е. демонстрацию фильма.

В московском кинотеатре "Художественном", где состоялась премьера тоже не обошлось без наглядной рекламы. "Во всю ширину одноэтажного его (кинотеатра — ред.) фасада стоял декоративно построенный макет знаменитого броненосца. Персонал кинотеатра был одет в матросские костюмы". А вот столичные прокатчики, невзирая на многочисленные протесты с требованием показа "Потемкина" в разных городах страны, не спешили расставаться с картиной и долгое время демонстрировали ее только на Арбате, чем подогревали интерес к незапрещенной в СССР картине.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить