В Британии процветает брачный прозелитизм

Как показывают последние данные статистики, в Великобритании растет число граждан, исповедующих ислам. Так, за последние 10 лет их количество увеличилось вдвое. И немаловажную роль в этом играет запрет мусульманкам выходить замуж за иноверцев. Из-за чего последним ради любви и семейного счастья нередко приходится принимать мусульманскую веру.

На первый взгляд такое положение кажется едва ли не каким-то "матриархатом", или как минимум "жено-центризмом" в указанной религии. Действительно, мужчинам-мусульманам можно жениться и на христианках, и на иудейках без малейшего риска нарваться на какие-то прещения со стороны своих единоверцев. Однако женщинам выходить замуж за иноверцев строго заказано — как будто их ценность в глазах Корана намного выше мужской.

На самом деле, ларчик открывается просто — и разгадка данного феномена прямо противоположна вышеупомянутому тезису. Ведь Ислам — религия жестко-патриархальная, сильный пол там имеет однозначный примат перед полом слабым. В том числе и в семейных отношениях, включая право на детей. Например, разорвать брак мусульманину очень просто — достаточно четко сказать своей супруге: "Уходи, ты мне больше не жена" — и дело в шляпе. Правда, ее по Шариату, надлежит обеспечить "выходным пособием", исключающим нищету — но рожденные в браке дети однозначно должны оставаться с отцом. При этом "мужская солидарность" в религии пророка Мухаммеда простирается и на мужчин-иноверцев — их права на детей (и право воспитания их в своей религии) не подвергается сомнению.

Однако при таком подходе, в случае выхода замуж за иноверца мусульманки, ее дети с большой вероятностью тоже станут иноверцами. А уже на это исламская умма идти не желает. Потому и запрещает для своих женщин интерконфессиональные браки. Конечно, выход всегда есть. Самый простой — жить со своим избранником браком "гражданским", или даже светским. Правда, с точки зрения истовых мусульман такое поведение чаще всего оценивается в категориях "блуда".Однако такой способ реально малорапространен среди исламских невест, несмотря на их неоднородное происхождение. Девушки, воспитанные в традиционных мусульманских семьях, редко отваживаются бросить вызов общественному мнению своих родных и знакомых, вступая в неосвященный религией союз с любимым. А уж те коренные англичанки, принявшие Ислам то ли из-за духовного голода, вызванного "теплохладностью" наличного на Западе христианства, то ли просто из чувства протеста против западного общества, тем более не идут на скорое нарушение норм едва принятой веры.

Читайте также: Богдан Хмельницкий был мусульманином?

Особенно, если учесть, что среди последних, по оценкам британских социологов, немало преуспевающих бизнес-леди, привыкших командовать и принимать жесткие решения — куда уж им соглашаться на компромиссы в делах сердечно-вероучительных. Более сложный, но и более приемлемый с точки зрения своей религии, путь для мусульманки, полюбившей иноверца — это попытаться навернуть будущего супруга "на путь истинный", убедив принять его веру невесты. Многие мужчины соглашаются — и принимают Ислам. Чаще — как считают сами, формально. Но, тем не менее, принимают — что и отражается на результатах статистики роста почитателей Пророка на Туманном Альбионе.

Что же заставляет их делать такой выбор? Конечно же, не стоит забывать о самой обычной любви к своей избраннице. Которая, как драгоценная жемчужина из евангельской притчи, заставляет забыть обо всем остальном — и сделать все для ее обретения. Тем более, что судя по общей ситуации в Англии (да, впрочем, и в большинстве других западных стран), о каком-то "предательстве христианской веры" речи не идет — за реальным неимением таковой. Настоящая вера ведь, она как любовь — и любовью действует (Гал.5:6). Поэтому и отречься от нее не так легко — а многие готовы пожертвовать за нее даже жизнью.

 Ну, а когда все "христианство" исчерпывается принятым в младенчестве Крещением да исповедыванием вместо "Символа Веры" "символа" современной невоцерковленной интеллигенции относительно "Бога в душе" — когда заходит выбор между ним и настоящей любовью к понравившейся девушке — "гамлетовских" метаний обычно не происходит. Особенно если девушка как раз твердую веру имеет — в Аллаха, и не готова отречься от нее ради даже нравящегося парня. А вообще при желании многие мужчины могут найти в новой для себя вере немало того, что кажется им очень ценным. Очень малый риск стать "подкаблучником" — особенно, с учетом вышеупомянутого сверхупрощенного порядка развода в мусульманстве по инициативе мужа. Отсутствие перспектив долгих бракоразводных процессов, в ходе которых решается, с кем из супругов остаются дети — примат отца в данном случае Шариат под сомнение не ставит.

Возможность завести себе до четырех только законных жен — не считая легальных "наложниц", чья социальная роль мало чем отличается от классических "куртизанок" или "содержанок", чтобы не сказать резче. И так далее. Впрочем, любая медаль имеет и другую сторону. Увы, "вечная любовь" на блюдечке с голубой каемочкой никому не гарантируется — за нее надо бороться, с Божьей помощью преодолевая искушения и трудности совместной жизни. И, как показывает безжалостная статистика, сохранить не то, что любовь, но просто брак — удается всего спустя несколько лет после его заключения максимум половине супругов. Ну, пусть в исламских семьях ситуация чуть получше — но все же, все же…Впрочем, даже в случае, если глава мусульманской семьи одной лишь фразой "разведет" себя с когда-то любимой супругой — новую спутницу жизни ему придется искать не обязательно среди мусульманок. Ведь "правоверному", как говорилось выше, можно жениться и на девушках из христианских или иудейских семей.

Читайте также: "Старые" мусульмане не рады прозелитам

Исключение составляют лишь язычники-многобожники и атеисты. Однако маневр такого мужчины все равно будет сильно ограничен. "Разведенные" вообще не слишком желанные партнеры — а если речь идет еще и о представителе религии, славящейся своей жесткой патриархальностью? Много ли современных дам захочет во имя исламских канонов обрекать себя на фактически довольно таки бесправное положение в браке?

Конечно, "формально принявший" Ислам мужчина может отказаться от новой веры. Но лишь теоретически. Потому что вероотступнику по канонам этой религии полагается смерть — без вариантов. Допустим, в Англии вероятность такого исхода не столь высока, как, скажем, в Пакистане или Саудовской Аравии. Но тоже существует, радикалов хватает всюду. А уж при современных средствах коммуникаций адрес "отступника", выложенный в Интернете, может приманить к нему "туристов" из какой-нибудь Аль-Каиды для осуществления "справедливого суда" очень быстро. Не будет же местная полиция охранять каждого запутавшегося в религиозных метаниях экс-супруга, как Салмана Рушди, приговоренного к смерти за свои "Сатанинские стихи".

Справедливости ради, нужно заметить, что и в английской мусульманской общине есть духовные лидеры, которым указанный "брачный прозелитизм" тоже особо не нравится. Они не только указывают, что принятие веры Пророка должно быть осознанным и добровольным — но даже заключают браки между мусульманками и немусульманами. Что, правда, вызывает косые взгляды их более консервативных коллег. Да и преобладающие пока еще настроения среди исламской общественности заставляют ее с осторожностью относиться к таким новациям — предпочитая исторически сложившиеся отношения к межконфессиональным бракам. Так что, судя по всему, в Англии еще долго число мусульман будет возрастать за счет мужей представительниц этой конфессии.

Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить