Протестанты вместе с частью либеральных католиков настаивают на снятии анафемы с Лютера

"Амнистируют" ли Мартина Лютера?

Немецкие протестанты вместе с частью либеральных католиков продолжают настаивать на снятии анафемы с основателя движения Реформации Мартина Лютера. На очереди — постановка вопроса и о совместном причащении. Чего больше в такой тенденции — христианской любви или банального безразличия к вере (причем и со стороны католиков, и со стороны протестантов)?

Еще накануне Хэллоуина, который странным (а может, и не очень странным) образом совпадает с Днем Реформации, отмечаемым в день опубликования "отцом" протестантизма, Мартина Лютера своих "95 тезисов", о необходимости снятия церковного отлучения с последнего вновь заговорила бывшая председатель совета Евангелической церкви Германии и экс-епископ Ганновера Маргот Кессман. Сами эти тезисы были опубликованы в 1517 году — соответственно, чуть меньше, чем через 5 лет исполняется 500 лет со дня этого знаменательного события. Которое, если говорить прямо, привело к куда более значительным последствиям, чем самые разгульные и рискованные празднования Хэллоуина, даже граничащие с откровенным сатанизмом.

Достаточно вспомнить 30-летнюю войну в Германии в первой половине 17 века между католиками и протестантами, в ходе которой население отдельных княжеств уменьшилось в 10 раз. Впрочем, г-жа Кессман, призвав соотечественников достойно отметить юбилей Реформации, специально акцентировала внимание на том, что оно будет проводиться как раз в пику Хэллоуину. Собственно, и полная "амнистия" Лютеру ожидается леди-епископом тоже к этой дате — как и возможность совместного Причастия для католиков и протестантов. Тем более, что бывшая глава Евангелической церкви Германии ссылается на встречные усилия и части католиков — как, например, радикального богослова Ганса Кюнга и многочисленных "экуменических комиссий".

Надо сказать, что с тех пор, как на Втором Ватиканском соборе в середине 60-х годов прошлого столетия Римо-Католическая Церковь отошла от "психологии осажденной крепости" — в ее отношении и к миру, и к другим религия произошли очень серьезные изменения. Проще говоря от исповедования прежней эгоистической исключительности, кратко выражаемой словами "кто не с нами — тот обречен на вечную погибель", РКЦ пришла к экуменизму и суперэкуменизму.

Первый термин означает начало диалога с другими христианскими конфессиями, а второй — с другими религиями. Вероучительной основой обоих подходов стало признание, в общем-то, общеизвестного факта — о том, что любое Бытие немыслимо без наличия в нем хотя бы крупицы Блага. Или, как писал в своем Евангелии ап. Иоанн Богослов, "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его." (Ин.1:5) Экуменизм учит верующих видеть во "внешних" этот свет — и быть при этом оптимистами в плане надежды на спасение для тех, кто не с ними. Потому что добро, любовь не могут быть уничтожены — но наследуют благую Вечность. В отличии от консервативного пессимизма, особенно ярко выраженного в названии одной брошюрки 19 века: "О невозможности для иноверцев спастись".

Читайте также: Путь к спасению - христианские поиски

Но, похоже, в западном христианском мире с экуменизмом явно "перегнули палку". "Здоровый" экуменизм исходит из того, что иноверцы могут добросовестно заблуждаться во многих истинах Веры — но "показывая веру из дел" (Иак.2:18), тем не менее, уподобляются тем "овцам, стоящим по правую сторону" Спасителя, спасенным благодаря жизни, проведенной в любви к ближним. Тем самым — выразив истинную, а не на словах, любовь и ко Христу. Соответственно, фундаментальные основы христианской веры в такой системе не только не отвергаются — но, наоборот, подтверждаются. И совсем другое дело, когда вероучительные истины становятся откровенно второстепенными и размытыми.

Именно это происходит сейчас и в отношении требования к снятию анафемы с Мартина Лютера — и совместном причащении католиков и протестантов. Ведь любая анафема, по сути — не какое-то наказание,авсего лишь констатация уже свершившегося факта — того, что член Церкви порвал с Ней отношения, ввиду отказа от веры в одни и те же моменты с остальными верующими. Да, конкретно "95 тезисов" с позиции современных католиков представляют собой всего лишь богословскую дискуссию относительно тогда злободневных тем — практики продажи "индульгенций" (отпущения грехов за деньги), сбора средств на строительство собора св. Петра в Риме, связанные с этим злоупотребления и т. д.

И нынешняя "Конгрегация вероучения" при св. Престоле, наследница бывшей инквизиции, на подобный спор в наше время, скорее всего, не обратила бы ни малейшего внимания — многие католические богословы 21 века куда более радикальны. Так что, Мартина Лютера формально отлучили действительно, всего лишь за попытку реформации в Католицизме — а не за какой-то "слом устоев".

Но ведь и немецкий реформатор, и его последователи на уровне "95 тезисов" удержались очень недолго. Дальше последовал доктринальный отказ от действенности молитв за умерших вообще, значения дел (а не только веры) в спасении, почитания икон и святых мощей, фактической ликвидации части Таинств — и многие другие вещи. За них, правда, Лютера уже анафеме не предавали — нельзя анафематствовать дважды уже отлученного. Но суть-то веры протестантов от этого не меняется. Даже если бы Папа снял формальную анафему с Мартина Лютера — над ним все равно довлели бы отлучения целого ряда Вселенских Соборов еще неразделенной Церкви.

Например, 7-го — где были осуждены "иконоборцы", духовные предшественники "отцов" Реформации. А взять конкретно саму защитницу основателя Протестантизма? Женщина-епископ, да еще бывшая глава, выражаясь православной терминологией, "поместной церкви". И все это на фоне заверений в глубочайшем уважении к наследию ап. Павла, из Посланий которого были "с мясом" вырваны тезисы о примате веры над делами — который однозначно писал о том, что епископом (и священником) могут быть только мужчины…И теперь, часть католических богословов-экуменистов всерьез говорит о возможности совместного причащения с людьми, на которых с точки зрения их Церкви "клейма негде ставить" от множества серьезных ересей. Воистину, много воды утекло с того времени.

Читайте также: Xристианское язычество Варфоломеевской ночи

Максим Исповедник вместе со святым Папой Мартином Исповедником на предложение еретиков-монофелитов причаститься с ними, ответили: "Если даже вся Вселенная будет причащаться с Вами — я не причащусь!"Не лучше обстоит дело и у противоположной стороны. Усилия, прилагаемые к тому, чтобы добиться "амнистии" и признания со стороны недавних врагов, выглядят со стороны протестантов просто странно. Ведь с их точки зрения, католики (да и православные тоже) — еретики и идолопоклонники. И требовать от них согласия на взаимное Причастие — все равно, как, если, скажем, христиане первых веков добивались бы совместных богослужений с язычниками.

Право, когда современные российские интеллигенты ссылаются на "Бога в душе" — их еще можно понять, ведь, как в вере, так и в богословии они почти "стерильны". Но когда о совместном причащении с еретиками, с точки зрения своих конфессий, говорят люди, закончившие теологические факультеты университетов — тогда поневоле начинаешь сомневаться, а сохранилась ли у них вера вообще?

И не ожидать ли нам в ближайшие годы или даже десятилетия призыва к совместному причащению с мусульманами, буддистами, индуистами-многобожниками, японскими синтоистами, шаманистами и представителями прочих религий? А все вместе это говорит о весьма грустном симптоме — размыванию религиозной самоидентификации. И диктуется это не столько христианской любовью — сколько банальной "теплохладностью", выражением "апостасии", отречения от веры вообще.

Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить