Подпишись под петицией или... Что?

Сбор подписей в интернете — дело весьма популярное и достаточно простое. Собирают их фактически по любому поводу. Большого доверия, впрочем, сам процесс и его результаты не внушают. Ибо нет общепризнанного способа проверки достоверности этих самых подписей.

Сейчас на сайте "Новой газеты" продолжается сбор подписей за роспуск Госдумы. Издание пообещало к 1 февраля набрать не менее 500 тысяч таковых. С практической точки зрения занятие совершенно бессмысленное — по закону Госдуму может распустить только президент. И не по своей прихоти, а только в трех ситуациях. Можно собрать хоть 500 тысяч. хоть миллион, хоть десять миллионов — в данном случае результат будет один, то есть никакой.

"Новая газета" на прошлой неделе уже собрала 100 тысяч подписей против запрета на усыновление российских детей гражданами США. О чем журналистка издания сообщила президенту Владимиру Путину на пресс-конференции. Сопроводив новость вопросом, должна ли Госдума рассмотреть эту инициативу. Глава государства ответил утвердительно. Подписи были отправлены в Госдуму, там вопрос пообещали рассмотреть после новогодних каникул. По этому поводу "Новая газета" не преминула устроить скандал — мол, нашими подписями пренебрегают. А потому давайте соберем 500 тысяч за роспуск Госдумы.

Но чтобы не возникало сомнений, подписанты должны получать на номер своего мобильного телефона СМС сообщение с кодом, который подтвердит факт подписи. В первом варианте такого подтверждения не было.

Хотя речь, в общем-то, сейчас не о затее "Новой газеты". Вновь была поднята куда более серьезная проблема — удостоверения (или, как еще принято говорить, верификации) личности человека, подписавшего то или иное обращение. Про так называемые "накрутки", "ботов" и тому подобные вещи, наверное, особой нужды распространяться нет.

Вообще говоря, о том, что инициатива, набравшая не менее 100 тысяч подписей в интернете, в обязательном порядке должна быть рассмотрена Госдумой, в одной из своих предвыборных статей заявил Владимир Путин. Речь шла об авторизованных подписях. Предлагалось к осени разработать механизм, который позволил бы рассматривать такие предложения. Однако до сих пор законодательно это никак не оформлено. И вообще-то, Госдума вовсе не обязана рассматривать подписи, собранные "Новой газетой". То есть может это сделать в добровольном порядке, но, опять же — а какие правовые последствия будет иметь принятое решение?

Одна из главных проблем — как, собственно, подтверждать подлинность подписей? Варианты, конечно есть. Один из них действует на портале "Госуслуги" — с заполнением анкеты с паспортными данными и получением письма с паролем (ну или походом в авторизованный центр для получения того самого пароля). Процедура предельно простая, бюрократии минимум — но с участием государства. Для кого-то это может стать препятствием — мол, не хочу иметь никаких дел с "этим государством". Но это уже что-то, смахивающее на паранойю и всерьез рассматривать это вряд ли стоит. Равно как "руки не доходят зарегистрироваться" тоже не аргумент.

Так может использовать возможности портала и организовать площадку для разного рода петиций? А все зарегистрировавшиеся автоматически получат право участия в таких кампаниях, без дополнительных уведомлений.

Специалисты "Госуслуг", впрочем, с ходу на этот вопрос ответить не смогли, пообещав дать его в трехдневный срок. Надеемся, что приближающийся Новый год им не помешает дать ответ,скоторым мы обязательно познакомим читателей.

Ну, а пока "Правда.Ру" поинтересовалась у экспертов, какой способ удостоверения личности в интернете им кажется наиболее надежным на данный момент. Мнения на этот счет разделились.

Руководитель LiveInternet Герман Клименко привел два варианта. Первый "официально это называется электронная подпись". "Я недавно столкнулся с этой процедурой, честно могу сказать — "не каждая птица долетит до середины Днепра", — сказал Герман Клименко, посетовав на сложность процесса.

Наиболее простой способ, по его мнению, подтверждение по СМС. Им пользуются и крупные социальные сети, и банки. "Безусловно, возможны разные ситуации, но в основной массе процент брака будет низким", — считает владелец LiveInternet.

В свою очередь, генеральный директор компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов полагает, что на данный момент существует только один надежный способ идентификации — по паспорту. "Может быть еще мобильный телефон, но это менее надежно", — заметил он. Впрочем, по его мнению, при большом количестве подписей и этот способ может оказаться вполне подходящим: "Придется покупать много симок, много их раз перетыкать — это уже не очень удобно".

Вообще же, считает Игорь Ашманов, система идентификации должна быть государственной. "Это же будет государственная практика, Госдума будет рассматривать. На мой взгляд, идентификация должна быть привязана к тому, что признает государство. То есть это паспорт, ИНН или что-то еще", — отметил эксперт.

Сейчас же ситуация такова, что "подписи собираются как попало и неизвестно, кто голосует, часто имена выдуманные". "Там может быть вообще эффект, что одна и та же группа людей с вечностью оппозиционностью сознания просто бегает от одной голосовалки к другой. Даже дело не в "ботах". Может быть несколько десятков тысяч человек, которых можно подбить сегодня голосовать за одно, завтра за другое", — заметил Игорь Ашманов.

По его мнению, площадку для сбора подписей могли бы предоставить ведущие российские поисковые системы или социальные сети.

Чтобы обеспечить достоверность подписей в интернете, необходимо указывать такие реквизиты, которые позволили бы обратиться к человеку, убедиться в том что он действительно существует и действительно поставил свою подпись, считает политический консультант Анатолий Вассерман. По его мнению, вряд ли в обозримом будущем появится какой-то технологический вариант проверки достоверности подписей, который позволил бы обойтись без прямого обращения к подписавшемуся. "По- моему, даже если сбудется мечта очень многих специалистов и будут созданы, так сказать, индивидуальные паспорта для пользователей интернета, сама по себе мощь цифровых технологий позволит подделывать их не менее эффективно, чем бумажные документы", — сказал Анатолий Вассерман "Правде.Ру".

"Более того, если вы утратили бумажный документ, то вы по крайней мере можете убедиться, что его утратили. Если же у вас похитит цифровую подпись, то вы этого не увидите, и похититель будет пользоваться цифровой подписью наравне с вами", — отметил он. И подчеркнул, что не рассчитывал бы в этой связи на технические средства.

Впрочем, споры спорами, но очевидно, что проблема с законодательным оформлением инициативы о 100 тысячах подписей нуждается в решении. Хотя бы по причине сведения к минимуму разного рода манипуляций.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить