Оправдан тульский предприниматель, убивший грабителей

За тройное убийство не стали наказывать

Поставлена точка в громком деле бизнесмена из Тульской области. Гегам Саркисян убил троих грабителей в собственном доме. Следственный комитет признал, что действия Саркисяна — самооборона, и освободил его от уголовной ответственности за отсутствием состава преступления. Такие случаи в РФ единичны — жертвы нападений часто оказываются за решеткой.

Незваные гости пришли в дом тульского бизнесмена Гегама Саркисяна вечером 7 апреля этого года. Четверо мужчин действовали быстро по заранее составленной схеме: найти всех находящихся в доме, избить, запугать и выяснить, где семья хранит деньги. В доме, кроме хозяина, находились супруга Гегама, его невестка, дочь и несколько детей. Главу семейства скрутили, вставили в рот ствол пистолета и начали угрожать выстрелить, если не получат деньги. Женщины собрали все что было и отдали грабителям, однако тех не устроила сумма — они явно рассчитывали на большее.

Тогда налетчики решили действовать через детей. Семимесячную внучку хозяина дома вырвали из рук матери и приставили к виску ребенка пистолет: ищите деньги, иначе нажмем на курок. Мальчиков пинали ногами. Одну из женщин грабители начали душить, а когда увидели, что она потеряла сознание, переключились на других домочадцев.

Читайте также: Спасший семью окажется за решеткой?

Когда Марина, дочь Саркисяна, пришла в себя, ей удалось убежать через окно к соседям, откуда и вызвали полицию со скорой. Хозяин дома, уже сильно избитый, бросился на кухню. Там Гегам схватил самый большой нож и ударил им в живот одного из нападавших. Двое других пустились наутек. Саркисян ранил одного из них в пах, другого в область туловища. Лишь одному из налетчиков удалось сбежать.

Оба раненых скончались еще до приезда медиков, а на Саркисяна завели уголовное дело по статьям "Убийство двух и более лиц" и "Превышение необходимой самообороны". По совокупности двух обвинений Саркисяну мог грозить солидный срок, но люди, уверенные в правоте тульского предпринимателя встали на его защиту, а 10 декабря Следственный комитет по Тульской области вынес постановление об освобождении обвиняемого от уголовной ответственности в связи с отсутствием состава преступления. Таким образом, следователи создали серьезный прецедент: ведь жертвы нападений, изнасилований или грабежей зачастую сами оказываются на скамье подсудимых, убив своего обидчика. Бывает и так, что, опасаясь последствий, жертва не дает отпор напавшему и заканчивается это плачевно.

Сотрудник общественной организации "Право на оружие" Мария Бутина считает, что прекращение уголовного дела в отношении Саркисяна — вещь показательная, но общей тенденции ни в следственной, ни в судебной практике пока не намечается.

"Таких решений следователей или судов пока очень и очень мало, — рассказала корреспонденту "Правды.Ру" Мария Бутина. — Но решение в отношении Саркисяна — поистине показательное. Давайте вспомним, сколько людей, обороняясь, как Саркисян, угодили за решетку? В этом году Верховный суд РФ вынес постановление, в котором были изменены некоторые аспекты пределов допустимой самообороны. Если раньше на вас напали с ножом, а вы выстрелили из пистолета, то вы с большой долей вероятности оказались бы за решеткой. Теперь таких четких разделений нет и суд должен индивидуально рассматривать каждое происшествие".

По мнению Марии Бутиной, в прекращении уголовного преследования тульского предпринимателя большую роль сыграл не столько ВС или СКР, а общественный резонанс и мнение, которое изначально было на стороне главы семьи, спасшего своих родных.

"Огласка в СМИ и резонанс в обществе сделали свое дело, — продолжает Бутина. — Уверена, что если бы это дело не получило огласки, Саркисян мог уже давно находиться в местах лишения свободы".

Однако в связи с прекращением громкого уголовного дела и возможностью того, что оправдательные приговоры станут новой тенденцией в расследовании подобных дел, возникает вопрос: не станут ли граждане умышленно превышать пределы самообороны или списывать на самозащиту реальные преступления?

Читайте также: Тазер - гуманная альтернатива пистолету?

"Думаю, что не станут, — уверенно отвечает Мария Бутина. — Например, по статистике, в США доля ошибок граждан в том, что перед ними преступник и необходимо применить самооборону, составляет всего 2 процента. У полиции больше — 11 процентов. То есть простые люди прекрасно понимают, когда им угрожает реальная опасность и нужно действовать — порой жестко. Тенденция в расширении пределов самообороны в их понимании следователями и судами вряд ли станет карт-бланш для граждан. Чаще люди не могут обороняться из-за недоверия к правосудию, опасаясь, что будут виноваты в любом случае. Поэтому каждый инцидент суд должен рассматривать индивидуально и общего шаблона для таких дел быть не должно".

Еще один момент, о котором заставляет задуматься исход дела тульского предпринимателя — возможность реабилитации. Пусть надежда на это после дела Саркисяна еще слишком эфемерна, но, возможно, когда-нибудь дела тех, кто отбывает наказание за инстинкт самосохранения, будут пересмотрены.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить