Кинематографисты - о приоритетных темах и господдержке

Кино и Минкультуры - таланты и заказчики

Кинематографическое сообщество оценило нововведение Министерства культуры — список тем, рекомендованных для режиссеров, которые хотели бы получить государственную поддержку для своих проектов. Рекомендованных — значит, скорее всего, обязательных. А что будет с теми, кто хочет снимать что-то другое — их занесут в черный список, как обещает министр?

Вокруг списка актуальных тем российского кинематографа, вышедшего из недр министерства культуры РФ, продолжают кипеть страсти. Кинематографисты обсуждают, какие фильмы можно будет считать патриотическими, что считать исторической картиной, а что — из жизни современности, и не вызовет ли госзаказ на "юбилейные" ленты засилья второсортного кино, снятого "по случаю". И вообще, можно ли на заказ создать талантливое произведение, которое войдет в историю российского кинематографа?

Читайте также: "Сорняки" и "цветы" российского кино

Всплеск недовольства российских кинематографистов вызвала фраза "занести в черный список" из уст министра культуры РФ Владимира Мединского. Ситуацию со "списком Мединского" прокомментировал "Правде.Ру" директор Фонда кино Сергей Толстиков:

"Когда министр культуры говорит про "черные списки", это многого стоит. Я не хочу это слышать из уст министра. Люди пытаются делать кино, у них это не всегда получается, но это не повод для того, чтобы заносить их в черный список. Они хотят визировать картины. Но если это называть своим именем, это называется цензура. Так и скажите: мы вводим цензуру".

Еще однин спорный момент — новшества доходят не до всех и не сразу. Кто-то физически не успевает за ними следить: занят съемками или монтажом фильма или находится вдали от родных берегов. Да и работа над картиной — процесс, который требует немалого времени. Не выйдет ли так, что на заявленные исторические темы откликнутся "халтурщики", способные выдать кинопродукт за несколько месяцев, а серьезные проекты, требующие кропотливой и долгой работы, окажутся "в пролете"? Вот как прокомментировал это обстоятельство "Правде.Ру" народный артист России и член американской Гильдии сценаристов Родион Нахапетов, ныне живущий в Лос-Анджелесе:

"Любая финансовая поддержка российскому кино крайне необходима. Но что считать историей? 1812 год? Великую Отечественную или начало 90-х и переломное десятилетие? Под историей я понимаю все, что уже было. То, что происходит сегодня — это ведь тоже история. Близкая, но все же история. Пробивается сценарий (один-два года), идут съемки (полгода), ведутся монтажно-тонировочные работы (полгода) — глядишь: события, отраженные в сценарии, стали вчерашним днем. А что же с остальными темами и жанрами? Лишаются поддержки бытовые драмы, легкие комедии, фантазии?

Я убежден, что надо поддерживать талантливые произведения, будь они на историческую тематику или на злобу дня. Другое дело, кто возьмется определять качественный уровень сценария. Как работает чиновничий аппарат — мне неизвестно. Я знаю только одно: темы, которые выбирает художник, должны идти от сердца. Они должны волновать, радовать или беспокоить. Писать по-другому, то есть расчетливо, с холодным сердцем — не для меня. Конечно, бывали случаи, когда по заказу делались высокохудожественные фильмы, но это все же редкость".

Недавно были обнародованы объемы государственной финансовой поддержки, распределенной Фондом кино в 2012 году. В общей сложности организациям кинематографии было выделено почти 4 миллиарда рублей. Основная часть финансирования — 2,245 миллиарда рублей — была направлена поддержку десяти компаний-мейджоров (лидеров), самостоятельно распределяющих полученные средства по своим проектам. Такое решение было не так давно принято первыми лицами государства.

Миллиард пошел на проекты социально значимой тематики, остальное — на анимационные фильмы, ленты для детей и юношества и картины совместного производства. А также на участие нашего кино в российских и зарубежных кинофестивалях. Так что работа идет, но, по мнению министерства, недостаточно эффективно.

Вот что сказал об этом в интервью "Правде.Ру" депутат Государственной Думы Евгений Федоров:

"Само по себе направление этого предложения правильное. Вопрос только в том, какими методами достигать этих целей. Методами приказа и квотой их достичь невозможно. Вы зритель, решили пойти в кино, если вам фильм неинтересен, вы пойдете в другой кинотеатр на другой фильм. На тот же американский. Проблема в том, что американцы развернули механизм рекламы, их фильмы действительно имеют больше зрителей. Да они "раскрутили" свои фильмы. Поэтому 70 процентов в кинотеатрах России сегодня — иностранные фильмы".

Недавно ведущие российские кинематографисты собрались на круглый стол в РИА Новости, чтобы обсудить нововведение. Их позиция оказалась консолидированной, и вкратце она звучит так: не слишком ли часто меняются правила игры? И действительно, в американском кино они менялись один раз за сто лет, а у нас чуть ли не каждые два года. Результат всех этих метаний налицо: российские фильмы смотрят все меньше.

Читайте также: Владимир Бортко: "Нужна жесточайшая цензура"

Актер, режиссер, продюсер Федор Бондарчук — один из немногих кому удается снимать прибыльные картины. Но дается это дорогой ценой. На территории России его фильмы… прокатывают иностранные дистрибьюторы! Вот что он говорит про нововведения Минкультуры: "Никто из людей, которые все это затеяли, отвечать за это не будут… Оскорбительна форма, в которой с нами стали общаться: "Хватит кормить халявой". Ты, поди, поработай, прежде чем так говорить".

Что интересно, международная сеть European Film Promotion, созданная в 1997 году при активном содействии Евросоюза и занимающаяся мировым продвижением европейского кино, объявила о включении в свой состав России. Выходит, международная кооперация налаживается. А вот внутри страны согласия как не было, так и нет.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Обсудить