Лики войны: Сергей Лисин - всем смертям назло

26 июля 1909 года родился Сергей Лисин, офицер-подводник, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза. Биографию этого советского подводника считают одной из самых необычных в истории флота. Командир советской подлодки С-7 Сергей Прокофьевич Лисин воевал в Испании, первым на Балтике взял в плен командира вражеского корабля, первым поразил береговые цели с борта лодки артиллерийским огнем, сам попал во вражеский плен… Золотую Звезду Героя он получил лишь через три года после у каза о награждении — все это время его считали погибшим.

Родился Сергей Прокофьевич Лисин 13 июля 1909 года в Саратове. С 1926 года трудился слесарем на предприятиях Саратова и Сталинграда, а с 1930 года перешел на штатную комсомольскую работу: был секретарем комитета ВЛКСМ на Сталинградской ГЭС, завотдела Сталинградского горкома, заместителем завотдела Нижне-Волжского крайкома комсомола. Был избран делегатом IХ съезда ВЛКСМ.

По комсомольской путевке в 1931 году Сергей Лисин поступил в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде, которое окончил в 1936 году, после чего служил штурманом на подводных лодках на Балтике.

Читайте также: Русская подлодка под баварским "соусом"

В 1938 году воевал в рядах добровольцев-интернационалистов, принимал участие в боевых действиях республиканского флота против фашистских ВМС в Испании. Был старшим помощником командира на двух испанских подводных лодках. Экипажи, понятное дело, были в основном русские, но лодки, как полагалось, воевали под испанским флагом. В то время, как указано в одной из книг о подводнике Лисине, у него в кармане лежали документы на имя уроженца Барселоны Диего Венсарио…

После возвращения из Испании Сергей Лисин, уже орденоносец и опытный моряк, был назначен командиром подлодки С-7, строившейся в то время в Горьком на известной верфи "Красное Сормово". Во время строительства он активно занимался формированием и подготовкой экипажа.

Историки пишут: именно то, что Лисину с экипажем удалось "отследить" весь процесс строительства и сдачи корабля флоту, сказалось на высочайшем уровне подготовки подводников — морякам удалось получить самые лучшие знания техники прямо у узких заводских специалистов-корабелов. Кстати, сейчас, следуя этому примеру, ставшему традицией, российские подводники начинают свою службу на еще не достроенной на верфях подлодке, по ходу строительства корабля осваивая сложнейшую матчасть вместе со знающими свое дело корабелами.

Грянула Великая Отечественная — и экипаж Лисина быстро стал одним из самых, как говорят подводники, "наплаванных" на Балтике. К сентябрю 1942 года им было совершено четыре боевых похода, произведено девять торпедных атак и потоплено четыре транспорта врага, взяты в плен капитан и матрос одного из потопленных судов.

В одной из статей о Лисине есть подробный рассказ об этом удивительном и непривычном для подводного флота событии. В одном из походов летом 1942 год у него, так сказать, дебит сошелся с кредитом: 40 суток корабль пробыл в море и 40 тысяч тонн общего тоннажа вражеских транспортов пустили на дно. Да еще привезли с собой перепуганного капитана одного из них.

Когда Лисин доставил этого капитана в Кронштадт, все несказанно удивились — такого в истории флота еще не было. С победами возвращались многие подводные лодки, только вот пленных не доставляла в наш штаб еще ни одна. История достойна подробного пересказа. Потопив четыре судна, С-7 готовилась к возвращению на базу. И вдруг показался транспорт. Хорошо бы для ровного счета пустить и его на дно! С пятью победами возвращаться еще приятней. Но ранее уже была выпущена последняя торпеда…

Командир решил бить из установленной на палубе лодки пушки. Не беда, что калибр ее не так уж велик. Если бить ниже ватерлинии, можно "насверлить" в борту столько дыр, что вода зальет трюмы. Всплыли, обстреляли вражеское судно. Увидели, как от обоих бортов транспорта отвалили шлюпки. Команда спешно покидала тонущее судно.

Лисин увидел в одной из шлюпок человека с пухлым портфелем на коленях и приказал ему перейти к себе на борт. Остальных немцев отпустили восвояси (все-таки матросы на транспорте были гражданскими, некомбатантами), до берега было не так уж далеко — мол, гребите, волнение моря небольшое. Кстати, немецкие подводники почти всегда расстреливали с борта свои субмарин всех терпящих бедствие с подбитых или потопленных ими судов…

Читайте также: Лики войны: 17 раз похороненный…

Спасенный русскими подводниками немец оказался капитаном транспорта. А в портфеле, кроме судовых документов, находилась карта, на которой были отмечены секретные немецкие минные поля. Командование флота ликовало, такой удачи никогда еще не было!

В одном из походов экипаж С-7 под руководством Лисина впервые в истории войны с борта подлодки прямо из акватории города Нарва, на виду у фашистских береговых батарей, произвел успешный обстрел из 100-миллиметрового орудия железнодорожной станции и завода на вражеской территории. За боевые заслуги экипаж был отмечен правительственными наградами, а командир представлен к званию Героя Советского Союза.

Были у Лисина и другие победы, но было и горькое поражение. Свой пятый боевой поход С-7 начала 17 октября 1942 года. Форсировали минные заграждения в Финском Заливе, а днем 21 октября радист сообщил по радио в штаб о выходе лодки в открытую часть Балтики.

Вечером того же дня радиограмма, посланная командиру подводной лодки С-7 капитану III ранга Сергею Лисину, в которой сообщалось, что ему указом от 23 октября 1942 присвоено звание Героя Советского Союза, не была принята. Ответа на радиограмму не последовало, командир Лисин не ответил на поздравление. Это вызвало тревогу в штабе флота. Все дальнейшие попытки радистов установить связь с С-7 оказались безуспешными.

И все-таки Лисина ждали. Ждали долго, даже когда истекли все сроки… Лишь зимой 1943 года С-7 была исключена из состава действующих кораблей. Антонина Григорьевна Лисина, как и жены других членов экипажа этой подлодки, получила печальную весть о том, что ее муж, капитан III ранга Лисин Сергей Прокофьевич, погиб при выполнении боевого задания…

Как выяснилось позже, поздно вечером 21 октября 1942 года, находясь в надводном положении и производя перезарядку аккумуляторной батареи, "лисинская" С-7 была торпедирована финской подлодкой "Весихииси"("Морской черт") и затонула. В живых остались только члены экипажа, находившиеся в момент атаки финнов на мостике. В их числе сам Лисин, штурман Хрусталев и трое матросов — Оленин, Субботин и Куница.

Перезарядка батарей на лодке времен Великой Отечественной — пожалуй, самый опасный момент боевой службы. Аккумуляторы заряжаются от дизель-генератора — значит, корабль вынужден всплыть (обычно ночью) и находиться несколько часов в надводном положении, чтобы дать воздух дизелям, практически не имея возможностей обороняться. Именно в такой момент лодку Лисина обнаружили финские подводники, которые тогда воевали на стороне фашистской Германии…

Читайте также: План "Барбаросса": капут немцам и историкам

Финская лодка всплыла, а находившихся на поверхности моря после затопления С-7 наших подводников в полумертвом состоянии, перемерзших, выловили из ледяной воды железными крюками… Затем были тюремные камеры, лагеря. Снести все это, выстоять помогла вера в победу, которая обязательно будет и обязательно принесет спасение и свободу.

С момента гибели С-7 до момента выхода Финляндии из Второй мировой войны в 1944 году капитан III ранга Сергей Лисин находился в плену. Как пишут историки, финны безропотно передали плененных ими советских военнослужащих нашей стороне.

После возвращения из плена Лисин был отправлен в Подольск, где прошел полную проверку в спецлагере НКВД, закончившуюся полной реабилитацией и восстановлением в кадрах ВМФ! Последовала встреча с семьей, которая все это время считала его погибшим. Ту похоронку Сергей Прокофьевич Лисин хранил в особой папке самых важных личных документов. Вспоминается бессмертное симоновское: "Жди меня, и я вернусь…"…

В 1945 году он уже служил командиром дивизиона подлодок Тихоокеанского флота в Порт-Артуре. Там же в июле 1945 года ему с "задержкой" в три года и вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза за номером 7123 и орден Ленина.

Читайте также: Забытый герой современного праздника

По окончании Второй мировой войны Лисин служил на Тихоокеанском флоте, командовал соединениями подлодок. С 1948 года Сергей Прокофьевич занимался педагогической деятельностью в военно-Морских училищах в Ленинграде.

После выхода в отставку в 1970 году капитан I ранга Лисин читал курс лекций курсантам уже в качестве гражданского вольнонаемного преподавателя, совмещая работу с активной общественной деятельностью: он являлся ответственным секретарем Ленинградской секции Советского комитета ветеранов войны.

Легендарный подводник, перешагнувший через годы собственной смерти, ушел из жизни 5 января 1992 года. Похоронен Сергей Прокофьевич Лисин на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. В Кронштадте, на территории первого в России соединения подводных лодок, установлен монумент с барельефом Героя…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе