В России 74 процента православных, но 61 процент не уверен, что Бог есть

Русь - крещеная, но не просвещенная

Накануне Нового года "Левада-центр" "порадовал" новым соцопросом на религиозную тему. Согласно его результатам, среди опрошенных граждан оказалось 90 процентов верующих, но одновременно с этим 61 процент либо сомневается в существовании Бога, либо отвергает его наличие. А еще 61 процент православных никогда не брал в руки Священное Писание.

Новый соцопрос Центра имени Юрия Левады, как всегда, был репрезентативным — было опрошено около 1600 человек в 45 регионах России. Впрочем, к некоторым из полученных данных можно относиться лишь с изрядной долей юмора. Особенно это касается процента тех, кто причислил себя к какому-либо вероисповеданию.

Читайте также: Жертвы разрешить - религию запретить?

Так, по состоянию на ноябрь 2012 года, к православным причислили себя 74 процента опрошенных, к исламу — 6 процентов, к католицизму, протестантизму и иудаизму — 1 процент. Внеконфессиональных (видимо тех, у кого "Бог в душе") насчитывается 7 процентов, атеистов — 5 процентов, буддистов, индуистов, представителей других религий — меньше 1 процента.

Специалисты Центра также дали развернутую статистику в динамике, отразив изменения конфессиональных предпочтений по годам. Лучше всего дела обстоят у мусульман — за три года их стало больше с 4 до 7 процентов. Впрочем, делать на этой основе многообещающие спекуляции, кажется, неуместно. И больше всего призывает к подобной осторожности динамика изменений количества православных верующих, которая изменяется, как говорится, не по дням — а по часам.

Картина выглядит следующим образом: декабрь 2009 года — 80 процентов, декабрь 2010 — 76 процентов, декабрь 2011 — 76 процентов, июнь 2012 — 77 процентов, июль 2012 — 76 процентов, сентябрь 2012 — 79 процентов, ноябрь 2012 — 74 процента.

Особенно умиляют резкие скачки популярности православия за последние шесть месяцев. После двух лет стабильности за один только июнь она вырастает на 1 процент, в июле возвращается назад, в сентябре прыгает до рекордных 79 процентов, а в декабре снижается на целых 5 процентов — до 74-х.

Социологи предупреждают, что в этих цифрах возможна погрешность до 3,4 процента. Выходит, что при таком диапазоне погрешности к колебаниям численности тех или иных верующих не стоит относиться всерьез. И уж тем более не "засорять" СМИ "сенсационными" заголовками вроде: "Мусульман в России стало почти в два раза больше, а православные уходят из Церкви".

А если относиться к ним серьезно, то что это за вера, которая колеблется каждый месяц на несколько процентов? Господь — это не глава правительства и не президент чьи рейтинги могут колебаться в зависимости от цены на картошку, платы за коммунальные услуги или из-за задержек зарплаты. Тем более, когда речь идет не об отношении к Богу по линии "доволен — не доволен", а о том, верит ли в Него человек вообще.

Не хочется говорить банальности, но о православных (как, впрочем, и членах и других конфессий), чья вера меняется, как погода осенью, лучше всего сказал апостол Иоанн Богослов: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1Ин.2:19). Сами такие "верующие" живо напоминают персонажа произведения Салтыкова-Щедрина, остроумно названного "Культурные люди": "Чего-то хотелось: то ли Конституции, то ли севрюжины с хреном…".

А если уж совсем серьезно, то богоотступничество является тягчайшим грехом. Не против Бога — Ему человек никакого вреда принести не может, а против самого себя. Разрывая связь с Небом (ведь по латыни "религия" — "восстановление связи"), такой несчастный остается один на один с не всегда приятными моментами "мира, лежащего во зле". А победить их собственными слабыми человеческими силами, увы, невозможно.

Впрочем, говорить о настоящем богоотступничестве (или даже о вероотступничестве, переходе в другую религию), опираясь на данные того же опроса, можно с очень большой осторожностью. А наталкивают на эту мысль данные по ответам на другой очень любопытный вопрос: "Считаете ли вы себя атеистом?".

"Определенно да" ответили на него 5 процентов опрошенных, "скорее да" — 10 процентов, "скорее нет" — 36 процентов, "определенно нет" — 41 процент. Затруднились ответить 9 процентов. Но ведь верить в Бога "частично" невозможно — точно так же, как "нельзя быть немножко беременной". Вера либо есть, либо ее нет. Другое дело, что она может быть сильная, готовая на любые испытания, и слабая, колеблющаяся от трудностей, как свеча на ветру. Но говорить так о ключевом понятии религии, Боге — это же полный нонсенс!

Читайте также: Верю - не верю, или Парадоксы религиозности

Таким образом, мы получаем результат — верующих в России аж 41 процент ("затруднившиеся ответить" — скорее агностики, нежели религиозные люди). При том, что относят себя к одной из религий около 90 процентов опрошенных. Просто потрясающий результат — в духе известного анекдота о "православных атеистах" и таких же "верующих" других конфессий!

Впрочем, особого удивления этот факт не вызывает. Например, среди православных, общая доля тех, кто посещает храм, составляет 76 процентов, при этом в богослужениях участвуют лишь 11 процентов, а исповедуются и причащаются только 7 процентов. Зато 33 процента опрошенных сообщили, что ходят в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться, 29 процентов граждан посещают храм, "когда просто возникает желание зайти, побыть в церкви", 8 процентов — во время экскурсий. Еще 29 процентов бывали в храмах "за компанию" — на крестинах, венчании или отпевании.

И что же удивительного, что при этакой "экскурсионной" церковной жизни две пятых населения России сомневается в существовании Бога?

На это фоне даже не хочется метать критические стрелы в низкий уровень знакомства православных с Библией. 61 процент никогда не брали ее в руки, 24 процента читали Евангелие, 16 процентов — Ветхий Завет, 11 процентов — книги Нового Завета.

Действительно, Священное Писание оказывает однозначно благотворное действие лишь тогда, когда изучающий его человек живет церковной жизнью, получая ответы на трудные вопросы не только рационально, но и мистически, в молитве и аскезе. И вообще существует в православной традиции, включая выработанную веками экзегенезу — толкование Слова Божия, выработанное Святыми Отцами.

А без этого в Библии можно "вычитать" самое неожиданное. Тысячи протестантских деноминаций и сект-однодневок, ставящих во главу угла ту или иную гипертрофированную цитату Ветхого или Нового Завета — блестящее тому подтверждение. Недавно, например, одна американка "блестяще" доказала, что жить по Библии нельзя. А на самом деле, продемонстрировала лишь то, до каких извращений в толковании Слова Божьего могут докатиться некоторые "особо умные" верующие, когда у них нет внешнего авторитета.

Читайте подробнее: Жить "по Библии": доверь умнице Богу молиться…

И еще не стоит забывать, что Сатана искушал Христа в пустыне ни чем иным, как словами из Священного Писания. Но вырванными с мясом из контекста (как это часто и наблюдается в еретических сообществах) — а потому, вместо духовной пользы, они и могли использоваться Князем Тьмы во вред.

В который раз, резюмируя вышесказанное, приходится заканчивать на горькой ноте словами великого русского писателя Николая Лескова: "Русь была крещена, но не просвещена". Жаль, что с XIX века у нас мало что изменилось.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить