Владимир Бортко о телевидении, интернете и нравственном здоровье нации

Владимир Бортко: "Нужна жесточайшая цензура"

Фильмы этого режиссера стали классикой. Во время телевизионных премьер, говоря словами поэта, "убийства прекращались по стране". Поэтому когда Владимир Бортко оценивает состояние нынешнего телевидения, к этому стоит прислушаться. Даже если оценки нелицеприятны. О телевидении, интернете и нравственном здоровье Владимир Бортко рассказал "Правде.Ру".

— Владимир Владимирович, как вы оцениваете нынешнее телевидение?

— У нас на экране — насилие идиотского смеха. В течение 24 часов на одних каналах смех и новости из семейства примадонны, и ужасы в течение 24 часов на НТВ. Все это влияет на нравственное здоровье всего нашего народа. О детях тоже стоит побеспокоиться, но и о взрослых нельзя забывать.

— Вы изучали телевизионные рейтинги. Как быть с тем, что кровавые фильмы и передачи самые рейтинговые?

— Это понятно, что секс и насилие вызывают наибольший интерес. Но я сужу по себе. Я был воспитан на первой программе советского радио. В детстве жил у бабушки, там был приемник, обтянутый черной бумагой, радиоточка. Она включалась с утра и не выключалась до ночи. Мое знакомство с серьезной музыкой, серьезной литературой происходило там. Это потом самый высокий рейтинг был у сериала "Мастер и Маргарита, у фильма "Идиот".

Читайте также: Телевидение воспитывает агрессоров

Работать надо и будет рейтинг. Почему сейчас такое большое количество милицейских сериалов? Потому что это очень просто. Во-первых, интересно следить за тем, кто убил и где закопан труп. А во-вторых, ничего не нужно делать: не нужно хорошего режиссера, даже актеров не нужно. Дешево и практично.

— Действенна ли на ваш взгляд появившаяся недавно маркировка: "12+", "16+", "18+" и так далее?

— Эта маркировка — глупость от начала до конца. Я не имею к этому никакого отношения, и комментировать не собираюсь. Это как? Если на экране написано "16+", то все, кто младше, дисциплинировано уходят, а те, кто старше, остаются? В России две беды: дураки и дороги, так вот я сейчас говорю не о дорогах.

Телевидение контролируется везде, во всех странах, я подчеркиваю — во всех: В США, Англии, Франции. В Германии, например, из фильма со Шварценеггером вырезали некоторые сцены. Казалось бы, совершенно невинное кино и тем не менее. Здоровье нации — прежде всего.

— Ну что поделать, телевизионщики зарабатывают как могут.

— Что касается зарабатывания денег — это вопрос не такой уж сложный. В "прайм тайм", то есть вечером, в лучшее время, когда у телевизоров собирается больше всего народа, минута рекламы на основных каналах телевидения стоит 50 тысяч долларов. Мне бы хотелось, чтобы люди, сидящие на таких деньгах — заработали чуть поменьше, а побольше тратили на качественные фильмы и передачи.

Моя мама, ей 91 год, подсела на передачу Андрея Малахова. Понятно, что эта передача имеет колоссальный рейтинг. Веселая передача: племянники убили дядю. Встретим племянников аплодисментами!

В нашей стране вроде бы сидят во власти серьезные люди. Почему они не обеспокоены здоровьем нации?

Общенациональные каналы оказывают очень сильное воздействие. В Штатах показать по общедоступному телевидению наши программы невозможно. В Европе телепередачи отсматриваются и оцениваются. Почему у нас самое "веселое" телевидение? Самое скучное телевидение в Финляндии, Швеции и Норвегии. Зато там на улице можно ходить спокойно. Раньше можно было и у нас девочке в 14 лет спокойно ходить вечером. А сейчас? Откуда это взялось? Оттуда!

Читайте также: Что для Америки — свобода, то для России — цензура

Поэтому за качеством телевизионных программ должны следить люди, не получающие за это зарплату: члены общественной палаты, представители всех фракций Государственной думы и от всех религиозных конфессий, врачи, учителя. Те, кто не имеет отношения к телевидению, но кто может оценить, что показывают по телевизору. Это должно касаться только государственных каналов.

Далее будут обращения на телестудию и в случае повторения — достаточно жесткие санкции. Причем новости мы трогать не собираемся, что есть, то есть. Это не цензура, нет. Это сохранение здоровья нации.

— А что вы думаете про интернет?

— На мой взгляд, здесь нужна жесточайшая цензура. В силу своей профессии я сижу в интернете достаточно часто, читаю, кстати, как меня ругают всякими словами. Но не только. И вот что я заметил. Есть много сайтов направленных на разрушение нашей с вами страны. Они воздействуют на мозги молодых. Вот вышло сто тысяч человек на улицы. Созвонились? Нет, связались через интернет. Я сейчас не говорю, что это плохо, но это показывает влияние интернета.

Контроль за интернетом — не наша идея, этим сейчас занимаются американцы. В этом мы их поддерживаем. Здесь нужна жесточайшая цензура против влияния интернета на умы молодого поколения. Если мы хотим сохранить свою страну, то это нужно делать.

Читайте самое актуальное в разделе "Общество"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Обсудить