Шеклтон до сих пор служит примером могущества человеческого духа и воли к жизни

Не совершив открытия, он стал легендой

24 октября 1915 года возле берегов Антарктиды находившийся в ледовом дрейфе корабль "Эндюранс" ("Выносливый"), возглавляемый Эрнестом Шеклтоном, сдался на милость холодного океана. Вода хлынула в отсеки, и была дана команда покинуть судно. Так началось невероятное путешествие, до сих пор служащее примером могущества человеческого духа и воли к жизни.

Эрнест родился в Ирландии, недалеко от Дублина, 15 февраля 1874 года. Семья неоднократно переезжала, пока не оказалась в предместьях Лондона. С раннего детства Эрнест проявил интерес к книгам, но учиться ему было скучно. В связи с этим в 16 лет ему было позволено покинуть школу и отправиться в море. При помощи отца юноше удалось устроиться на торговый корабль. И вскоре Шеклтон получил удостоверение первого помощника.

31 июля 1901 года Эрнест отправляется в свое первое антарктическое путешествие на судне "Дискавери". Среди его обязанностей были — анализ морской воды, присмотр за трюмами и провизией, а также развлечения.

Читайте также: Конюхов покорит Тихий океан за 200 дней

8 января 1902 года Шеклтон впервые ступает на пустынный лед Антарктиды и уже спустя месяц принимает участие в полете на экспериментальном воздушном шаре. Доверие и интерес к юному путешественнику рос на удивление быстро. На затертом во льдах корабле Эрнест становится редактором журнала, получившего название "Южно-Полярные Вести". Другие члены команды утверждали, что он был весьма популярен как среди офицеров, так и у матросов. Существует мнение, что именно это обстоятельство и побудило командира экспедиции Роберта Скотта отправить Шеклтона в Новую Зеландию, объясняя это состоянием здоровья офицера: Шеклтон отморозил тогда пальцы. Но, скорее всего, Скотта сжигала зависть.

Но Шеклтон не смог долго пребывать в "ссылке". Биографы уверяли, что одной из причин, побудивших его вернуться в Антарктиду, было желание превзойти Скотта.

1 января 1908 молодой путешественник снова отправляется в плавание на борту корабля "Нимрод". Шеклтон предполагал достичь Южного полюса и Южного магнитного полюса. Но снова возникли трудности со Скоттом, который требовал, чтобы Шеклтон не использовал базу, оставленную некогда экспедицией "Дискавери", считая ее своим персональным местом исследований.

9 января 1909 года Шеклтон и три его спутника устанавливают рекорд того времени по продвижению на юг, не дойдя до цели 180 километров. Они стали первыми, кто увидел Полярное плато и прошел по нему. На обратном пути, превозмогая голод, Шеклтон отдал свой бисквит Фрэнку Уайлду, написавшему в тот день: "Никакие деньги в мире не могли бы купить этого. Мысль о величии этой жертвы никогда не оставит меня".Все, кому довелось ходить под командованием Шеклтона, отмечали его безмерную заботу о людях.

Участники экспедиции благополучно вернулись в Британию, где стали героями. Шеклтон получает звание Коммандера, становится рыцарем и, соответственно, сэром Эрнестом Шеклтоном. Он читает лекции, участвует во многих общественных начинаниях и пытается заняться бизнесом, однако терпит неудачу. Основным доходом его становятся лекционные турне. В сентябре 1910 года он пишет жене Эмили, что отныне место его только дома.

И все же, после известий о завоевании Южного полюса Роальдом Амундсеном, Шеклтон решает пересечь Антарктиду. Используя свою популярность, Шеклтон без труда набирает деньги на экспедицию, которая состоялась, несмотря на начало Первой мировой, с личного позволения УинстонаЧерчилля.Тогдаисостоялось легендарное путешествие.

Читайте также: Близкая Камчатка Степана Крашенинникова

19 января 1915 года "Выносливый" оказывается затертым во льдах. Понимая, что корабль будет в плену до самой весны, Шеклтон приказывает превратить его в дрейфующую станцию. Но с началом весны, когда стал ломаться и двигаться лед, нагрузки на корпус корабля возросли, 21 ноября "Выносливый" исчезает под водой.

Два месяца экспедиция оставалась на льдине, надеясь, что ее отнесет к земле. Остров с запасами провизии был всего в 97 километрах, но путь к нему преграждала непреодолимая ледяная стена. Вскоре льдина треснула, и команда перебралась в шлюпки, чтобы после пяти дней достичь острова. Однако и тут путешественников ждала неудача — остров был необитаем и непригоден для жизни. Шеклтон решает предпринять плавание на открытой лодке до китобойных станций, где можно было получить помощь. Ему предстояло пересечь 800 морских миль. Пятнадцать дней маленькая лодка металась между волн. Когда же, наконец, утесы Южной Джорджии показались на горизонте, перед моряками возник сильнейший шторм, не позволивший им достичь земли.

Когда им это все же удалось, было решено продолжить путь по суше. Оставив большую часть своих спутников на месте высадки, Шеклтон с двумя помощниками преодолел 51 километр гористой местности за 36 часов и добрался до китобойной станции. Только с четвертой попытки ему удалось пробиться к своим оставшимся людям.

Один из участников его экспедиций говорил: "Для научных и географических открытий я пошел бы со Скоттом. Для рывка к полюсу мне был бы нужен Амундсен. Но если бы сам дьявол тянул меня в преисподнюю, то для спасения я призвал бы только Шеклтона".

В октябре 1955 года британский офицер Дункан Карс повторил этот путь и сказал, что не понимает, как Шеклтону удалось достичь своей цели. То путешествие кажется невозможным сейчас. То было время грандиозных открытий и великих путешественников, мужчин несгибаемой и неотступной воли. Страдания, которые довелось претерпеть этим людям ради спасения чужих жизней, могли бы уничтожить любого слабака. Ради исследований и географических открытий они терпели голод, обмораживали конечности, умирали под песни слепого полярного ветра. Одна легкомысленная сиюминутная слабость отделяла их от смерти, и они остались в памяти, став легендой.

В январе 2013 года совместная группа, состоящая из британских и австралийских участников, под руководством австралийского ученого и исследователя окружающей среды Тима Джарвиса, отправится по тому же пути. Через ледники и горы Южной Джорджии к северному побережью острова со снаряжением, подобным тому, какое было у моряков "Выносливого". Экспедиция выйдет из Южной Америки на точной копии лодки, имевшейся у Шеклтона. У лодки нет киля, и она может легко перевернуться. Команда тренировалась, переворачивая лодку и выправляя ее, используя собственное снаряжение в качестве балласта.

Джарвис уверяет, что способность Шеклтона превратить катастрофу в успех всегда вдохновляла его. Также он отмечает, что история Шеклтона — идеальная платформа для того, чтобы передать его послание.

"Шеклтон пытался спасти своих людей от Антарктики, для нас же настало время, когда мы должны спасти Антарктику от человека", — говорит он.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ирина Гусакова
Ирина Гусакова — обозреватель Правды.Ру