Больше всего новых иномарок покупают в малообеспеченных регионах России

Бум на иномарки в бедных регионах

За десять месяцев 2012 года в России зарегистрировано на 13,5 процента больше новых легковых автомобилей, чем за тот же период прошлого года. В 2011-м их число составляло 2,01 миллиона экземпляров, а в этом году выросло до 2,28 миллиона. Причем автомобили российского производства составляют лишь небольшую часть, основная масса новых машин — иномарки.

Доля зарубежный автомобилей в общем объеме регистраций в 2012 году составила 79 процентов. Это на 6 процентов больше, чем в прошлом году. Такие цифры приводит "АвтоСреда" со ссылкой на исследование "Автостата".

По данным агентства, лидером по количеству зарегистрированных автомобилей в рассматриваемый период ожидаемо стал Московский регион. На его долю приходится 14,55 процента от количества поставленных в 2012 году на учет автомобилей (331,8 тысячи новых машин). Доля иномарок здесь также наиболее высока: в Москве она составляет 96 процентов. Второе место по-прежнему удерживает Московская область: 189,8 тысячи машин, из которых 92 процента — иномарки. В Санкт-Петербурге за тот же период было зарегистрировано 117 тысяч автомобилей, из них 94 процента — иностранного производства. Северная столица занимает третью позицию. На четвертом месте — Республика Татарстан, на пятом — Краснодарский край. Всего на территории регионов, вошедших в десятку лидеров, поставлено на учет более половины всего объема новых легковых автомобилей в России.

Читайте также: Peugeot и АвтоВАЗ - друзья по несчастью

Отмечается, что рост доли иномарок в 2012 году характерен абсолютно для всех регионов Российской Федерации. Но особенно он высок в наименее обеспеченных субъектах. Специалисты связывают такую тенденцию с завершением государственной программы по утилизации старых автомобилей. Напомним, что первый этап программы стартовал 8 марта 2010 года, а к 2011 году программа должна была завершиться. Однако в связи с успехом ее продлили. В рамках данной программы любой автомобиль возрастом от 10 лет и массой не более 3,5 тонн, находящийся в рабочем состоянии, мог быть обменян на денежный сертификат в 50 тысяч рублей. Сертификат можно было использовать только для приобретения новой машины, причем лишь российского производства.

Основной целью программы была поддержка отечественного автомобилестроения. Также, по идее разработчиков, программа была направлена на снижение на дорогах "автомобильного хлама" — машин, представляющих опасность для движения. Но похоже, последняя цель являлась скорее декларативной. По данным ГИБДД, эксплуатация технически неисправных транспортных средств является причиной ДТП лишь в 0,57 процента случаев, что не может являться системообразующим фактором. И вряд ли для борьбы с явлением, имеющим столь невеликое статистическое значение, потребовалась целая государственная программа.

Тем не менее, своей главной цели — увеличения продаж автомобилей российского производства — программа достигла. Правда, только во временных рамках своего действия. Поскольку, как видно из вышеприведенной статистики, сразу после ее окончания продажи отечественных машин опять снизились. Без дополнительных бонусов в виде финансовой господдержки потребители покупать российские авто не хотят. Что, при всем уважении к отечественному автопрому, вряд ли случайно. Особенно наглядная иллюстрация — то, что именно в малообеспеченных регионах после отмены программы по утилизации число новых иномарок возросло гораздо сильнее, чем в "богатых". Ведь в первых, где количество старых автомобилей выше, программа имела гораздо больший размах, чем во вторых. Соответственно, и результаты ее отмены там сказываются сильнее.

Сейчас автовладельцы перешли на покупку "бюджетных" иномарок, наибольшей популярностью пользуются Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Renault Logan. Тем не менее, и у производителей отечественных автомобилей имеется положительная статистика, которую те могут предъявить широкой общественности. Так, по данным Росстата, за десять месяцев 2012 года с российских конвейеров сошло 1,6 миллиона легковых автомобилей, что на 14,2 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Представляется, что такая тенденция связана с постепенным расширением парка новых личных автомобилей, которое характерно практически для всего мира.

Читайте также: Покупатели КАСКО оплатят все угоны

В России в 2000-х годах автопарк увеличивался в среднем на 9 процентов в год. Для сравнения, в Китае — мировом лидере в данной сфере — за последние десять лет автопарк увеличился ровно вдвое. Таким образом, ежегодный рост количества новых легковых автомобилей для РФ привычен. Жаль только, что отечественный автопром пока не в силах занять достойное место в числе покупаемых россиянами машин. Даже несмотря на активную государственную поддержку.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить